Интервью с Рауфом Джанибековым

«Художниками не становятся, ими рождаются», — такая поговорка применима к Рауфу Джанибекову (Rauf Janibekov), как к никому другому. Проработав более 30 лет хирургом, Рауф понял, что его истинное призвание быть художником.

В настоящий момент он создал уже более 200 великолепных картин, написанных в абсолютно разных стилях.

Мы встретились с Рауфом, чтобы узнать,  как проходило его становление как художника и как сейчас проходит его творческий процесс.


Above Art:
Расскажите, пожалуйста, когда вы осознали, что хотите стать художником?

Rauf Janibekov:
Все получилось как-то само собой. К искусству меня тянуло с детства. Я любил подолгу рассматривать репродукции картин старых мастеров. Чаще всего это были открытки, которых у нас дома было предостаточно.
В то время в Баку было не так уж много художественных салонов, но был музей искусств, расположенный в старом большом особняке, который сам по себе являлся произведением искусства. Туда я и ходил по возможности.
Одним из моих серьезных увлечений в ранней молодости, наряду с резьбой по дереву, лепкой и рисованием, была фотография. В доме, где мы жили, я соорудил самую настоящую фотолабораторию со всей необходимой начинкой. Фотоаппаратов у меня было несколько, и я при первой же возможности отправлялся на фотосессии. Затем, во время печати экспериментировал с экспозицией, пленкой, бумагой и реактивами. Приходилось тратиться на фотопленку и реактивы, но было очень интересно, и я отдавал этому занятию немало средств и времени.
Любил гулять по городу и разглядывать старые здания с их великолепной архитектурой, любил бродить по старому городу «Ичери Шехер» и прикасаться к многовековым камням, и при случае рисовал все, что мог запомнить. Пользовался и карандашом, и углем, и тушью, и красками. Но более всего меня привлекали краски. Запах масляных красок был для меня самым желанным. Видя мое влечение, родители стали покупать для меня художественные принадлежности. Так у меня появился этюдник, набор профессиональных художественных кистей и красок, а также грунтованный картон для живописи. Вот тогда, мне кажется, я и стал задумываться над тем, чтобы стать художником, но дальнейшая жизнь внесла свои коррективы и я стал врачом.

13179104_1026812514050582_236962220437828896_n                             «После операции или 30 лет спустя» ( Автопортрет)  Масло, холст

Above Art:
Имеете ли вы специальное образование? Как проходило ваше обучение ?

Rauf Janibekov:
Нет, у меня нет специального образования по искусству. Ни одного дня, ни одного часа. В живописи я абсолютный самоучка. Занимался самообразованием. Во времена моего детства книг по искусству почти не было так же, как и интернета. Позже, когда появилась возможность учиться по книгам или в «сети» я, конечно, стал все это читать и изучать. Практиковался «методом проб и ошибок». Не получалось – замазывал и рисовал снова и снова. Так и учился. Но частных уроков не брал никогда.
Как я уже сказал, по профессии я врач, а по специальности – хирург, но это уже другая история. Однако, в этой связи я должен лишь добавить, что с того момента, как я поступил в медицинский институт и на протяжении более 30 лет, пока работал хирургом, живописью я практически не занимался. Хирургия не терпит других приоритетов. И только после того, как я оставил хирургическую практику в 2010 году, мне вновь удалось вернуться к холсту и краскам.

Фисташковое дерево Холст, масло 35х45см

«Фисташковое дерево» Холст, масло 35х45см

Above Art:
Какие чувства вы пытаетесь передать зрителю в своих работах?

Rauf Janibekov:
Мне кажется, что любой предмет искусства — это книга, содержащая определенный смысл. Как правило, в каждой картине, как в книге, есть своя история со своей философией и со своими чувствами. Читающий поймет. Если же в книге нет своей истории, то это уже Налоговый Кодекс.

"Я буду ждать" Масло, холст 45х35см

«Я буду ждать» Масло, холст 45х35см

Above Art:
Какую из своих работ вы считаете лучшей?

Rauf Janibekov:
Знаете ли, для меня, как и для многих художников, работы сродни детям. Как же родитель может выделить одного ребенка из всех? Есть, конечно, некоторые работы, которые, на мой взгляд, можно считать наиболее удавшимися. Из работ маслом, например: «Забытая комната», «Балерина», «Фисташковое дерево», «Я буду ждать», «После дождя», «Апшеронский мотив», «Желтые ботинки». Но это субъективное мнение. Объективную оценку может дать только зритель.

"Забытая комната" Масло, холст                              «Забытая комната» Масло, холст

"После дождя" Масло, холст                                                                              «После дождя» Масло, холст

Above Art:
Откуда вы черпаете вдохновение для своих работ и какой процесс их создания?

Rauf Janibekov:

Образы, мотивы, идеи… Они приходят сами и приходят по-разному. Я могу, допустим, сидеть в кафе, слушать музыку и узреть какой-то эпизод из жизни незнакомых мне людей, а в памяти вдруг возникает воспоминание о чем-то совершенно другом и далеком. Это вопрос не схожести сюжетов, а созвучности эмоций, с ними связанных. Такое состояние продолжается доли секунды, как вспышка молнии и может послужить толчком к рождению идеи будущей картины. Или же меня может глубоко тронуть какой-то фрагмент из книги и это тоже может явиться источником вдохновения. Конечно же, подобная первичная идея, как правило, находится в зародышевом состоянии и со временем должна созреть, как виноград созревает прежде, чем стать вином. Бывает и так: если мне нравится случайно увиденный пейзаж и если под рукой имеется камера, я делаю несколько снимков, а потом дорабатываю их, комбинирую с другими элементами сначала в воображении, потом на бумаге или холсте.
Кстати, по этому поводу должен сказать, что работу с фотографией, вопреки неверно сложившемуся мнению, я вовсе не считаю постыдной и нередко, если нет натуры, использую различные элементы или детали с фотографии в качестве референса (Референс — это вспомогательное изображение: рисунок или фотография, которые художник или дизайнер изучает перед работой, чтобы точнее передать детали, получить дополнительную информацию, идеи. — Прим. ред.). Тем более, если нужна точность, например, при изображении животных или людей, или конкретных архитектурных объектов. Большинству художников, не считая абстракционистов, для работы часто нужен референс и очень многие именитые старые и современные художники, кроме натуры, использовали и используют вспомогательные средства такие, как камера обскура, различные сетки, фотографии, проекторы и многое другое. И ничего плохого в этом нет. Из всего перечисленного за референсом я иногда обращаюсь к фотографиям.
Единственное, что я никогда не использовал — это картины или репродукции других авторов.

"Апшеронский мотив" Масло, холст, 50х40.

«Апшеронский мотив» Масло, холст, 50х40.

Above Art:
На ваших картинах можно увидеть и пейзажи, и портреты, и даже натюрморты, а какой жанр любимый для вас?

Rauf Janibekov:
У меня нет любимого жанра, наверно, потому что нет определенной школы. Технически меня одинаково привлекает как живопись, так и рисунок. В целом, на сегодняшний день у меня более 600 работ и большую часть из них составляют рисунки. Тематически я очень люблю лодки и дождь. Хотя многое зависит от того, какая идея окончательно созрела в моей голове и как я настроен на её реализацию. Нередко бывают и спонтанные прорывы. Иногда, работая над одной картиной, во мне вдруг возникает непреодолимое желание немедленно написать что-то совершенно отвлеченное. Я тут же откладываю незаконченный холст и принимаюсь за другую работу. Такие работы я называю однодневками, так как письмо идет быстро и обычно занимает несколько часов.

"Желтые ботинки" Масло, холст.

«Желтые ботинки» Масло, холст.

Above Art:
Кто из художников является для вас примером для подражания? Могли бы вы выделить кого то из современных авторов?

Rauf Janibekov:
Можете мне верить или нет, но я никому не подражаю. Просто потому что не умею. Раньше, два или три раза пробовал технические приемы других художников, которые встречались мне в интернете, но у меня никогда не получалось. Более того, начатая картина приходила в полную негодность. Приходилось все соскабливать и начинать сначала, но уже по-своему. В результате, я полностью отказался от такой практики.
Примером высшего художественного мастерства для меня среди корифеев является Рембрандт. Однако, если бы я стал перечислять всех художников, чьи работы мне нравятся, список получился бы слишком длинным. Но в нем, безусловно, были бы Да Винчи, Микеланджело, Верещагин, Дега, Климт, Ван Гог, Моне, Делакруа, Дали и многие другие.
Среди великого множества талантливых современных художников, меня особенно трогают красочные городские пейзажи Кал Гаджума (Kal Gajoum http://www.kalgajoum.com/), женские портреты Каэтано де Аркер-Бигаса (Cayetano de Arquer Buigas http://arquerbuigas.es/), объемные пейзажи Юстины Копаньи (Justyna Kopania https://www.facebook.com/justynakopania.studiounderthemoon/), импрессионизм Бато Дугаржапова (https://www.facebook.com/profile.php?id=100004950764252&sk=about). Есть, конечно, и другие художники, но я, пожалуй, ограничусь этими именами.

"Солистка балета" Масло, холст

«Солистка балета» Масло, холст

Above Art:
Какие у вас планы на будущее?

Rauf Janibekov:
Жить и работать в меру своих возможностей. В наше нестабильное время трудно строить долгосрочные планы, но думаю, что мое оставшееся будущее теперь уже связано с живописью. Время покажет.

"Женщина в красном. Фантазия" Масло, холст. 80х60.

«Женщина в красном. Фантазия» Масло, холст. 80х60.

Above Art:
Что является самым трудном для вас в создании работ?

Rauf Janibekov:
Самым трудным для меня является достижение чувства удовлетворенности результатом проделанной работы.

"Танцующая под дождем" Масло, холст

«Танцующая под дождем» Масло, холст

Above Art:
Какой совет вы могли бы дать тем, кто только начинает свой путь художника?

Rauf Janibekov:

Совет со страницы сайта я дать не могу. Это может сделать только учитель, да и то, для каждого конкретного случая. Но я могу пожелать каждому начинающему художнику три банальные, но необходимые вещи: Верить (в успешное будущее), Надеяться (на лучшие результаты), Любить (свое творчество).

"Зарево" Масло, холст

«Зарево» Масло, холст

 

"Последний день лета" Масло, холст

«Последний день лета» Масло, холст

 

"Красная лодка" Масло, холст

«Красная лодка» Масло, холст

 

"Русская охота" Карандаш

«Русская охота» Карандаш, бумага

 

Рисунок тушью.

Рисунок тушью.

 

Рисунок карандашом на бумаге.

Рисунок карандашом на бумаге.

 

 

Поделиться
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  

Читайте также