«Мои картины — это мои таблетки счастья».
Акролеста
В 2019 году Акролеста анонсировала на своем сайте арт-проект «Я с Земли», цель которого объединить культуры и людей планеты. Акролеста считает, что язык, на котором люди говорят и пишут, олицетворяет их культуру, а лицо человека символизирует нацию, племя или народ, который создал эту культуру.
Акролеста приглашает всех принять участие в этом проекте, прислав свои портреты с табличкой «Я с Земли», написанной на том языке, на котором они говорят или говорили их предки.
Мы решили, что после предыдущего интервью у нас осталось еще довольно много вопросов к художнику, поэтому снова встретились с Акролестой, поговорили об искусстве… и не только.
Above Art:
Художники часто говорят о свободе творчества. Какой смысл в это понятие вкладываете Вы?
Акролеста:
Возможность воплотить задуманное. Это в первую очередь.
Вот только для того, чтобы задуманное было достойно, нужна еще свобода выбора, свобода от рамок и ограничений, внутренняя свобода от шаблонов и мифического общественного мнения, нетерпимого к иному.
Дело в том, что свобода прямо пропорциональна толерантности. Не бывает свободы с нетерпимостью к иному. Человек, считающий кого-либо недочеловеком, неполноценным — не свободен. Это позиция раба.
У каждого раба «иные» — разные. У кого-то ботаники-отличники, у кого-то африканцы, у кого-то геи и лесбиянки, у кого-то американцы или русские, москвичи или провинциалы, тутси или уйгуры, евреи или армяне, мусульмане или христиане, атеисты или интеллигенты. Этот список бесконечен. «Иной» найдется всегда. Даже среди «своих». Промелькнет у кого-то «иная» мысль, слово и вот уже «а-ту его», «на костер», «мочить», «повесить на осине», «и не писай в мой горшок»…
Раб всегда нуждается во враге, в «ином», на которого можно списать все свои неудачи, глупость, ошибки, бездарность или бесталанность. Рабу всегда нужен виноватый, нужен кто-то для выплеска агрессии, для ненависти. Глухой, кухонной или явной, но всегда, в результате, кровавой.
Дело в том, что рабом быть проще. Рабу не нужно быть терпимым, совершать выбор, думать, принимать решение, нести ответственность.
Только раб не имеет никакого отношения к свободе.
Свобода пугает рабов.
Свободным быть трудно.
«Но оно того стоит, если не сдрейфишь…», — как говорил агент К в «Людях в черном». Потому что мрак исчезает там, где зажигают свет.
Above Art:
Еще одни распространенный в художественной среде термин — концептуализм. Что он означает для Вас и как понять концептуальное искусство?
Акролеста:
Понять концептуализм довольно просто. Если Вам удастся увидеть то, что самое главное на фреске Микеланджело — это расстояние от пальца бога до руки Адама, то Вы поймете концептуализм. Это не сложнее, чем дзен, чем звук хлопка одной ладони.
Above Art:
И Вам это удалось?
Акролеста:
Я в процессе.
AboveArt:
В чем Вы видите предназначение профессии художника в наше время?
Акролеста:
Изменить мир. Сделать его добрее, свободнее, терпимее. А бывают другие цели?
Above Art:
Большая цель. Достижима ли она?
Акролеста:
Иногда важно не столько достижение цели, сколько путь, пройденный по направлению к ней.
Каждый человек постоянно, каждый день, своим действием или бездействием, сознательно или бессознательно изменяет мир в сторону добра или в сторону зла. Я предпочитаю делать это сознательно и в сторону добра.
Above Art:
Напоминает Нео из «Матрицы»
Акролеста:
Совершенно верно. Каждый человек, который совершает сознательный выбор, избирает его, становится избранным. Кто-то выбирает лечить, кто-то учить, кто-то творить… Избранность не вовне. Она внутри. Только сам человек может решить — избранный ли он для какого-то пути или нет. Выбрать, решить, поверить в себя… и стать избранным.
Above Art:
Как бы Вы охарактеризовали современное искусство?
Акролеста:
Мне кажется этот вопрос бессмысленным.
Искусство — это о вечном. О вневременном.
Художник, говорящий о вечном, подобен и современен Микеланджело, Дали, Рублеву, Фидию… Не важно, в каком веке он живет.
Но художник использует тот язык, который соответствует его времени. Поэтому художники 21-го века говорят не на латыни, не на древнегреческом. Используют современные обороты, краски, слова, образы, кисти…
Художник 21-го века современен сегодняшним вопросам, проблемам и вызовам… И в то же время, это все те же вечные вопросы добра, уважения, человечности, эмпатии, честности.
Современное искусство в целом, которое не стоит путать с китчем и декоративными поделками, занимается осмыслением фундаментальных законов существования человечества, фундаментальной сути человека, тем, что делает человека человеком, в отличие от таракана, которому интересна лишь колбаса. Но и Рублев занимался тем же… и Босх… и художники каменного века.
Выскажу крамольную мысль, что в Давиде Микеланджело — бездна мастерства, но минимум смысла, в то время как в палеолитической Венере или реди-мейдах палеолита, в виде черепов предков или тотемных животных, как и в скульптурах Вадима Сидура, например, может не так много мастерства, но зато бездна смысла.
И это все вне времени…
Above Art:
Какие темы в искусстве являются для Вас запретными?
Акролеста:
Полагаю, что таковых нет.
Допускаю, что есть что-то, что мне не интересно. Или не интересно уже. Или не интересно сейчас. Но в любом случае сначала нужно «озвучить тему». А уж потом я ответственно совершу свободный и осознанный выбор.
AboveArt:
Кто из современных художников является для Вас «нерукопожатным»?
Акролеста:
Из художников, пожалуй, никто. Все «рукопожатны». Но не все люди, умеющие рисовать или именующие себя художниками, на самом деле являются таковыми.
Above Art:
Результаты творчества художников рано или поздно оказываются на рынке, в продаже. Иногда это происходит после выставок, иногда до. Иногда из галерей, иногда из мастерской. Иногда происходят многократные продажи и перепродажи на аукционах. Как на Ваш взгляд соотносятся слова «коммерческое» и «искусство», картина и товар?
Акролеста:
Было бы разумно уточнить эти термины.
Если речь идет о массовом «искусстве» — открытках, коробках конфет, постерах из супермаркета и т.д., то это скорее декоративное ремесленничество. В этом нет ничего плохого. Прекрасно, когда в магазинах продают красивые вещи. Но это не искусство.
Если речь о Кунце, Мураками или Херсте, то греха в китче (а это, конечно, китч) никакого нет. Есть люди, которые покупают яхты и мазерати ради понтов. И всегда были. Раньше — короли. Теперь руководители хэдж-фондов и нефтяных компаний. Но это тоже не искусство. Это просто игрушки для богатых и повзрослевших детей. Ничего плохого в этих дорогих игрушках или фантиках нет. Как и в дешевых. Каждой игрушке — своя рыночная ниша.
Сейчас прослеживается тенденция подмены художественной ценности аукционным ценником. Но стоимость работ Хёрста или Кунца отражает вовсе не художественность их работ или талант художника. Они отражают сиюминутную моду и реакцию на нее посредственного вкуса покупателей, которым все равно, чем хвастать — яхтой, виллой или акулой в формалине. А стоимость — это лишь результат успешного применения рекламных и маркетинговых технологий. Как в супермаркете. Но никому не приходит в голову называть сувениры из турпоездок и безделушки из супермаркета предметами искусства. Они называются китчем. Иногда за китч предлагают заплатить много. В результате, Сотби или Кристи оказываются не более чем супермаркетами для богатых.
По сути, скульптуры Мураками или Кунца — это фрагменты интерьера провинциальной усадьбы. Нового в искусство они приносят меньше, чем автодизайнер с концептом БМВ.
В акулах и коровах Херста тоже нет ничего нового. Подобные объекты можно увидеть в любом зоологическом музее уже лет двести. Новшество тут только в размере. Но это не про искусство, а про книгу рекордов Гиннеса. Однако никому не приходит в голову приравнивать рекорды из этой книги, исчисляемые в съеденных гамбургерах или выпитом пиве, к искусству.
В скульптуре Майкла Джексона, сделанной Кунцем искусства ровно столько, сколько в позолоченных статуэтках 19-го века, украшающих помещичьи камины. Это банальный «ширпотреб». Только дорогой.
Современная стоимость произведения искусства никак не коррелирует с его художественной ценностью. Это лишь договор между покупателем и продавцом. К художественности это отношения не имеет.
Современные «критерии» качества и художественности вообще забавны.
Вместо анализа произведения, критики, покупатели и даже музеи анализируют список выставок, наличие картин в коллекциях, стоимость полотен на аукционах.
Какое отношение это имеет к самому творению? Никакого.
Молодой начинающий гений не имеет ни персональных выставок, ни музеев, ни продаж. В результате его договор с покупателем заключается на унизительных для творца условиях.
Когда-то Гоген пытался продать холсты Писарро своим знакомым с биржи за 150-300 франков. И это тоже не про художественность, а про договор и рынок.
Множество картин, наполняющих сейчас музеи и бьющих рекорды на аукционах, картин, которыми сейчас восторгаются критики, в свое время этими же критиками, или подобными им, были нещадно обруганы.
И это происходит не только с ретроградами, но и с вполне прогрессивными искусствоведами.
Так поняв новаторство прерафаэлитов, Джон Рескин не смог понять новаторства Джеймса Уистлера в картине “Ноктюрн в черном и золотом: падающая ракета”, хотя уже через 20 лет подобная абстрактная живопись стала классикой.
Художник всегда опережает свое время, если отходит от рисования придворных портретов и натюрмортов для супермаркетов. Отходит от буфетного искусства.
А искусствоведы и критики, в большинстве случаев, отстают в понимании нового. Впрочем, как и многие зрители.
Поэтому наибольшие гонорары и славу при жизни получают не новаторы, не гении, а посредственности, уловившие тренд времени и пожелания толпы зрителей и критиков.
Но к творчеству, к искусству, к будущему это отношения не имеет. Это банальный маркетинг, которому учат в бизнес-школах.
В то же самое время нет никакого противоречия между художником, творчеством и рынком.
Торговец тоже творит. Творит сделку. Это является его целью и произведением.
Художники испокон веков творили ради такой же сделки. С королем, с церковью, позже с купцом или фабрикантом.
В 19-м веке ряды покупателей расширились до биржевых брокеров, юристов и других представителей среднего класса.
В 20-м веке круг покупателей того, что может быть позже признано искусством расширился еще больше.
Вполне возможно, что акула Хёрста или заяц Кунца в результате окажутся в музее арт-недоразумений или украсят собой вестибюль казино в Лас-Вегасе, мегамол на окраине Нью-Йорка и т.д.
А работы Бэнкси будут находиться в постоянной экспозиции Метрополитен, Лувра или Прадо.
Нельзя знать этого заранее. Произведение превращается в товар в момент продажи, но в мастерской художника и в зале музея оно не товар, ибо музей в страшном сне видит продажу или потерю (что одно и тоже в понимании музея) и страхует работы на большие суммы. Ни музей, ни страховая не рассматривают произведение как товар. Скорее это больше похоже на страхование жизни. Никто не заинтересован в наступлении страхового случая.
Товар, например, в случае с Уорхолом, Хёрстом или Кунцем может прикидываться искусством, как прикидывается им хрусталь или гжель в кухонном серванте. Как прикидывается им трон с львиными лапами. Однако хрусталь — это лишь стакан, трон — кресло, а гжель — безделушка.
И для каждой категории покупателей рынок выпускает свои безделушки. И точно так же как акула Хёрста существует сейчас лишь в нескольких экземплярах, некоторые яхты, виллы или лимузины уникальны и штучны. Просто есть товары, которые продаются в супермаркетах для богатых. Острова, замки, акулы и зайчики.
Яхту тоже надо сотворить. Или замок. Но отличает их от искусства не стоимость или размер. Отличие в том, что товар утилитарен. Его задача удовлетворить примитивные потребности, в т.ч. вожделение.
Искусство же вообще не ставит себе задачу удовлетворить. Босх явно не стремился никого удовлетворить. Босх — не буфетное искусство.
Скорее цель искусства вызвать у зрителя неудовлетворение, вопрос. И через это побудить сделать шаг, задуматься, сойти с шаблона.
Две эти ипостаси отличаются друг от друга как вопрос и ответ. Искусство — вопрос. Товар — ответ.
Любое искусство может стать товаром, но не каждый товар — это искусство.
Искусство не для украшения буфета и будуара. Оно для украшения души.
Если же говорить о торговле настоящим искусством, то прекрасно, что есть люди, которые берут на себя труд объяснять и продавать, что есть люди, готовые рисковать, покупать, коллекционировать. Эти люди создают будущее. Как когда-то это делали Дюран-Рюэль, Третьяков или Гертруда Стайн.
Above Art:
Ловлю Вас на слове. Допустим, Вы познакомились на званом обеде с неким меценатом. Может быть даже похожим внешне на Гертруду Стайн или Третьякова. Чем бы Вы смогли заинтересовать его в своем творчестве?
Акролеста:
Довольно трудно представить меня на подобном мероприятии. Но если меценат готов изменить мир к лучшему, то мы сговоримся. И вряд ли для этого потребуется обед.
Above Art:
Таким образом, Вы считаете, что художник может принимать помощь спонсора или мецената? Или есть какие-то ограничения?
Акролеста:
Любой человек имеет право принимать от других людей любую помощь. Это один из столпов цивилизации. Нужно только быть разборчивым, ибо не все деньги не пахнут.
Но если с обонянием проблем нет, то любая помощь существенно облегчает художнику жизнь. Да и любому другому человеку.
Above Art:
Если вернуться к арт-рынку, то сотрудничество с дилерами, галереями, на ваш взгляд — это плюс или минус?
Акролеста:
Плюс, конечно. Галерея (или дилер) берет на себя часть забот по продаже работ. Это прекрасно! Это тоже помощь. Художник, в конце концов, будь он ремесленник или гений, живет на средства от продажи работ. В идеале, конечно.
В противном случае ему приходиться выкраивать время на творчество, разрываясь между работой, которая кормит, и призванием, которое не кормит.
Above Art:
Тогда логично будет спросить, какие программы нужно создавать или развивать для помощи художникам?
Акролеста:
Безусловный базовый доход. Это достаточное условие. Остальное приложится, остальное можно надстраивать, но прежде всего необходим безусловный базовый доход.
Художник — это стартап. Впрочем, как и любой человек, который хочет создать что-то свое, новое, который вкладывается временем и силами, т.е. частичкой жизни, в идею.
Чтобы задуманное творцом получилось, в первую очередь он должен выжить, т.е. не замерзнуть в подворотне и не умереть от голода. Поэтому каждому нужен безусловный базовый доход. Это вопрос гуманности, как антитезы черствости.
Above Art:
Насколько в этом случае влияет профессиональное образование, его возможность или его отсутствие, на современного художника.
Акролеста:
Такое же, как и в деятельности несовременных, по Вашей классификации. Гоген был моряком и биржевым брокером, Руссо — таможенником, Кандинский — юристом, Пиросмани — пастухом. Диплом не делает писателя писателем, а художника художником. Обучение дает мастерство и возможность создавать добротные ремесленные работы. И кормиться с этого. Но это не про искусство. Это про ремесло, позволяющее выжить.
А для создания нового, специальное образование может даже повредить, так как выставляет рамки, которые профессионалу трудно и страшно перешагнуть. А у непрофессионала этих рамок нет. Правда часто нет и такого мастерства, как у профессионала. Но мастерство — дело наживное — появляется с опытом. Профессионалу свернуть с проторенной дорожки подчас труднее, чем самоучке. На это требуется смелость, иногда даже нахальство, как у Дюшана, Манзони или Пикабиа.
Above Art:
Тогда возможно нужны какие-то иные образовательные программы или проекты для развития искусства?
Акролеста:
Очень большой вопрос. Если кратко, то все нужно выстроить заново, потому что сегодняшняя система образования пребывает в состоянии 19-го века и никак не соответствуют 21-му веку. Это касается абсолютно всего, начиная от детского сада и школы, и заканчивая университетами.
Above Art:
Кто из современных художников является для Вас авторитетом?
Акролеста:
Как говорится, вспомни Херста — он и появится.
Вопрос требует уточнения. Современные — это по какой классификации? Начиная с Дюшана и Дали, Малевича и Шагала, Манзони и Пикабиа, Магритта и Рабина, Соостера и Сидура, Джакомото и Кандинского? Или это про ныне живущих — Балдессари, Бэнкси, Йоко Оно, Марину Абрамович, ЛеВитта, Оппенгейма, Булатова, Гутова?
Наверно… это в той же мере вопросы, в какой и ответы…
В любом случае, «авторитетом» является творчество, и даже не все в целом, а отдельные работы.
Истинные авторитеты, люди, к мнению которых я прислушиваюсь, с кем советуюсь, читая их тексты, находятся в иной сфере. Это, например, Айн Рэнд, Илон Маск, Хоккинг, Андрей Зубов, Петрановская, Милтон Фридман, фон Хайек… Они хоть и не художники, но тоже творцы, изменившие или изменяющие мир. По меньшей мере — мой мир.
А из художников на мир сейчас наибольшее влияние сознательно оказывает, конечно, Бэнкси. Ну и я тоже. Правда, Бэнкси пока более известен.
No Comments