Скульптурное мировоззрение Энтони Гормли

Осенью 2011-го посетителей Государственного Эрмитажа в Санкт-Петербурге ждал сюрприз: в строгом интерьере Римского дворика хаотично расположились довольно странные скульптуры, сложенные из кирпичиков. В соседнем Зале Диониса были обнаружены скульптуры более привычные, но в необычном виде: античные статуи были сняты с постаментов и, на первый взгляд, хаотично расставлены по залу. Благодаря такому контрасту у зрителя появилась возможность по-новому взглянуть на античность и современность, переосмыслив их взаимодействие через века, а также осознать себя в музейном пространстве. Выставка «Энтони Гормли. Во весь рост. Античная и современная скульптура» стала своего рода экспериментом и одним из самых ярких проектов Эрмитажа за последнее десятилетие.

Работы Энтони Гормли в  Государственном Эрмитаже

 

Энтони Гормли (Antony Gormley) – известный британский скульптор, основным предметом исследования которого является человек и его существование в современном мире и конкретных окружающих обстоятельствах, включая пространство и время. Выставки Гормли ежегодно проводятся на различных мировых площадках, причем это и классические музеи, и современные галереи. Вместе с тем скульптор давно вышел за рамки выставочных залов, вписывая свои творения в ландшафты мегаполиса и активно вовлекая в их создание обычных людей. Самые известные работы Энтони Гормли под открытым небом – фигура «Ангел Севера» с размахом крыльев 54 м (пригород Гейтсхеда, 1998), «Квантовое облако» высотой 30 м (полуостров Грнивич в Лондоне, 1999) и «Другое место» – инсталляция из 100 чугунных скульптур весом 650 кг каждая (побережье к северу от Ливерпуля, 1997).

Автор воплощает человеческую фигуру в различных интерпретациях и порой из самых неожиданных материалов. К примеру, 25-метровый «Мусорный человек» создавался на протяжении шести недель из бытового хлама (сюда ушло 30 тонн столов, стульев, пианино, сидений для унитаза и пр.) и был сожжен за 32 минуты в рамках кинокартины «Исход» Пенни Вулкок. Проект Гормли был посвящен обществу потребителей, являясь частью фильма о расколе общества и следствиях этого раскола. Картина при этом является современной интерпретацией Книги «Исход» – второй книги Пятикнижия (Торы). Вот такая во всех смыслах разноплановая и сложная конструкция!


Энтони Гормли "Мусорный человек"

 

В 2017 году британские супруги Эндрю и Кристин Холл устроили в своем замке под Ганновером ретроспективную выставку Энтони Гормли, где было представлено более 100 скульптур и инсталляций художника. Так, фигуры из инсталляции «Горизонт событий» можно было встретить в самых неожиданных местах поместья, а некоторые сюжеты занимали целые залы. Один из них – проект «Спящее поле», который посвящен проблеме зависимости человека от мегаполиса. Еще один интересный проект, побывавший до этого в разных странах, – «Поле» из десятков тысяч маленьких глиняных фигурок размером от 8 до 26 см, которые дают прямую ассоциацию с «терракотовой армией». Эти фигурки «населяют» помещение настолько плотно, что зритель просто не имеет возможности войти, довольствуясь просмотром с точки дверного проема. При этом обзор действительно впечатляет!

Выставка Энтони Гормли проходила также и в Москве: летом 2009-го почти 300 скульптур из проекта «Поле притяжения» поселились на время в московском МСИ «Гараж». Каждая из представленных фигур имела свой прототип: в подготовке к проекту принимали участие добровольцы в возрасте от двух до восьмидесяти пяти лет, с которых были изготовлены гипсовые слепки, послужившие основой для изготовления самих скульптур из стальных прутьев. Работа была посвящена изучению коллективного тела в общем пространстве, повествуя о настоящем моменте и о роли и самоощущении каждого «здесь и сейчас». Как выразился сам автор, «…скульптуры хоть и находятся в едином пространстве, но не являются единым повествованием и не соотносятся друг с другом».

Энтони Гормли "Поля притяжения"

 

Скульптуры Энтони Гормли – это не изображение человеческого тела в привычном понимании. Это философия, основанная на исследованиях посредством создания произведений искусства. Для Гормли скульптор – это творец, который, прежде всего, создает пространство, и для него важно не только то пространство, которое нас окружает, но и то, которое находится внутри. Особое место в своем творчестве автор отводит зрителю, который является прототипом работ, участником процесса, наблюдателем, «проживающим» ту или иную инсталляцию. Это участие, по мнению Гормли, является обязательным условием для произведения искусства: появляется четко выраженная цель, создается ценность, происходит необходимый обмен энергиями.

Энтони Гормли "Ангел Севера"

 

Энтони Гормли "Потеря горизонта"

 

Энтони Гормли "Квантовое облако"

 

 
Автор: Любовь Москвина
instagram _@l.moskvina_
Поделиться
No Comments

Post A Comment