ARTLIFE FEST 2019: современное искусство — от масляной живописи к дополненной реальности

В этом году, с 26 по 29 сентября на Трехгорной мануфактуре во второй раз пройдет Международный интерактивный фестиваль современного искусства ARTLIFE FEST. Над его созданием работает команда Международной онлайн-академии живописи ARTLIFE. В преддверии ARTLIFE FEST 2019 мы поговорили с его куратором, основателем академии Анастасией Андреевой.
Анастасия Андреева, основатель и куратор онлайн академии живописи ARTLIFE

Above Art:
Для любого значимого события второй год проведения становится важной вехой: в первый раз фестиваль заявляет о себе, намечает цели и задачи, а далее – уже нужно задавать вектор развития, обозначать перспективы движения вперед. Чем будет удивлять ARTLIFE FEST 2019 на этот раз?

Анастасия Андреева:
В первую очередь контентом. Мы действительно будем удивлять. Например, наши мастер-классы по VR живописи будут не просто эксклюзивным – на ARTLIFE FEST они пройдут впервые в России. Для этого мы пригласили Дениса Семенова. Это медиахудожник, который хорошо известен не только в России, но и за ее пределами. Раньше он проводил мастер-классы только в Европе. К тому же, в этом году фестиваль стал интерактивным. Всего же к нам приедут 38 художников из 16 стран мира. В основной программе – 16 демо- и мастер-классов, а в лектории выступят более 20 спикеров: историки культуры, искусствоведы, галеристы.

Мы учли пожелания наших гостей и при помощи застройки и оформления пространства сделаем так, что все мероприятия будут проходить в одном пространстве – в выставочном зале «Надежда». Площадка будет зонирована: никто никому не будет мешать, но люди смогут быстро переходить с одного интересующего их мероприятия на другое.

Above Art:
Как вы для себя оценили свой первый опыт проведения фестиваля? Все-таки это важный психологический момент для того, чтобы двигаться дальше.

Анастасия Андреева:
Наверное, то, что мы, в принципе, смогли реализовать задуманное, уже стало для нас большим успехом на тот момент. Проект был для нас пилотным, и, честно говоря, я рада, что мы взялись за проведение мероприятие, не до конца понимая, во что это выльется. Возможно, если бы мы с самого начала знали, с каким сложностями столкнемся, то и не стали бы начинать. Самое главное, что мы получили в итоге – доверие художников-участников и гостей фестиваля. Когда мы обратились к ним впервые у нас еще не было имени, репутации и бэкграунда. Они поверили нам на честное слово. Огромное им спасибо за это! В этом году на наши приглашения откликнулись 90% художников, к которым мы обратились. Это очень хороший результат.

Above Art:
Кто стали посетителями вашего фестиваля? Это именно те люди, на которых он и был рассчитан изначально?

Анастасия Андреева:
Это абсолютно разные люди. Знаете, говорят: «Охватить всех – значит, не охватить никого». Наш случай – пожалуй, исключение. Фестиваль оказался интересен самым разным людям. Это и семейная аудитория, так как у нас насыщенная программа для детей. Это и подростки, студенты — трендсеттеры, которые находятся в поиске чего-то своего: они приходили в лекторий и на демоклассы, потому что эти мероприятия были либо бесплатными, либо очень недорогими. Но для меня самое главное, что вне зависимости от возраста и рода занятий к нам идут люди, которые делают свою первые шаги в искусстве. И я нацелена на то, чтобы таких людей становилось больше. Не случайно для первого фестиваля мы выбрали слоган «Let art in» — «Впусти искусство». ARTLIFE FEST должен стать отправной точкой для людей, которые раньше, посещая Третьяковку или Пушкинский музей, не могли представить себя частью этого мира.

Above Art:
Можно сказать, что это те люди (вне зависимости от возраста), которые только начинают рисовать?

Анастасия Андреева:
Начинают рисовать и начинают погружаться в мир искусства. Все-таки, когда ты ходишь в музей как обычный посетитель, то делаешь это довольно редко, просто чтобы как-то с пользой провести досуг. Максимум, что ты делаешь – берешь аудиогид, который уже через 15 минут может надоесть, потому что покажется ужасно кучным. Кстати, если говорить о нововведениях этого года, то мы хотим реализовать специальное мобильное приложение — friendly аудиогид, где не будет сложной терминологии и каких-то общих рассуждений. Сейчас много говорят о том, что искусство не утилитарно, но при этом, на мой взгляд, создают такие условия, при которых человеку не всегда комфортно. Он может иметь прекрасное образование (и не одно), но совсем не обязан разбираться во всех тонкостях эпох, жанров и т.д.
Above Art:
Какие-то технологические новинки, кроме аудиогида, будут в этом году?

Анастасия Андреева:
Мы используем AR- и VR-технологии, которые подразумевают интерактив. Можно будет «оживить» картины при помощи смартфона и приложения, разработанного специально для фестиваля.

Above Art:
А при выборе художников, которых приглашаете к участию, чем вы руководствуетесь?

Анастасия Андреева:
Для меня очень важно, чтобы все эти люди были готовы делиться своими знаниями. Нам бы хотелось, чтобы гости фестиваля, приходили на ARTLIFE FEST не просто хорошо провести время, а именно для полного погружения в мир творчества. Чтобы, посмотрев работы, представленные на выставке, человек мог пойти к понравившемуся художнику на пятичасовой мастер-класс или посетил демокласс, наблюдая, как в течение двух часов художник на его глазах создает новую работу, узнал из первоисточника какие-то нюансы о материалах, технике…

Above Art:
Кстати, какие художественные техники будут представлены на фестивале в этом году?

Анастасия Андреева:
Масло, пастель, акварель, графика. А еще будет fashion-иллюстрация, которой в России пока практически нет. И я знаю, что есть огромное количество людей у нас в стране, которые хотели бы начать ею заниматься, но не знают, с чего начать.

Above Art:
Давайте вернемся к художникам: какие-то их регалии для вас важны? И как вы для себя определяете уровень их профессионализма?

Анастасия Андреева:
Вы знаете, я не могу сказать, что статусы и звания мне прям очень важны. Здорово, если они есть. Как правило, все те, кто выставляется, имеют какие-то дипломы, медали, кубки. Но это все не первостепенно, как, например красный диплом или золотая медаль. Работы художника, как правило, говорят сами за себя лучше, нежели какая-то дополнительная бумага или грамота.

Above Art:
Как художники обычно реагируют, когда вы им предлагаете участвовать?

Анастасия Андреева:
В прошлом году задавали колоссальное количество вопросов: а кто вы, а где вы, а почему вы? Благодаря хорошей репутации Академии, отвечая на эти вопросы, мы могли опираться на отзывы тех специалистов, которые успели с нами поработать в качестве преподавателей.

Above Art:
Отказывают часто?

Анастасия Андреева:
В прошлом году, конечно, было больше отказов, чем сейчас. В этот раз если и отказывают, то ссылаются на занятость, делая комплимент формату мероприятия и уточняя возможность принять участие в следующем году. Условно, если в прошлом году из 100% отказывали 50-60%, в этом – максимум 20.

Above Art:
Как отзывались о фестивале те художники, которые уже поучаствовали в нем в прошлом году?

Анастасия Андреева:
Больше всего нас удивило, что мы не получили ни одного негативного отзыва. Я не берусь говорить, что всем понравилось. Возможно, кто-то просто промолчал. Если честно, я очень боялась плохих отзывов: понимала – мне будет тяжело их читать, так как приросла сердцем к этому проекту. Но я лично пообщалась с художницами из Швейцарии, Израиля, Азербайджана, Армении. Они все были в восторге от возможности посетить Россию и принять участие в нашем фестивале. Нас благодарили, например, за классное оформление пространства: кто-то из художников даже сказал, что никогда раньше не видел свои работы в окружении такой красоты.

Above Art:
Что лично вам больше всего запомнилось после проведения первого фестиваля?

Анастасия Андреева:
Был очень трогательный момент: мы проводили благотворительные мероприятия для детей, страдающих онкологическими заболеваниями. И был мальчик, который очень проникся творчеством португальского акварелиста. Художник откликнулся и персонально позанимался с ребенком. Когда это случилось – я поняла: мы точно не зря работали, переживали, вкладывались. В этом году у нас обязательно снова будут благотворительные мероприятия.

Above Art:
Правительство Москвы поддерживает вас в этом году впервые?

Анастасия Андреева:
Да, в прошлом году это полностью была наша частная инициатива, включая инвестиции. В этом — финансирование на себя взяло Правительство Москвы. Мы им очень благодарны, потому что, для них – мы новый проект. Это добавляет нам ответственности: мы должны показать на деле, что это был правильный выбор с их стороны.

Above Art:
В программе фестиваля заявлен лекторий. Пользовался ли он популярностью в прошлом году?

Анастасия Андреева:
С лекторием была интересная история: мы не делали на нем никакого акцента, но ужу на второй день фестиваля заметили, что основной наплыв людей приходится как раз под лекции. Лекторий был забит, и на некоторых спикерах люди просто сидели на полу. В этом году мы решили, что к этой части программы нужно подходить более осознанно. Тщательно разрабатывали темы лектория, выбирали спикеров…

Above Art:
А спикеры — тоже художники?

Анастасия Андреева:
Не только. Это и галеристы, и историки культуры. С художниками в этом году мы хотим сделать public talk, чтобы они рассказывали историю своего творческого пути, как они стали художниками. Вот, например, идийский художник Прафул Савант — он из очень бедной семьи, но смог занять свое место под солнцем и сейчас востребован во всем мире. Почему бы не рассказать о таких людях? Может, кто-то в себе сомневается, а тут есть человек, который расскажет, что и у него были страхи, проблемы и не хватало денег на материалы, но если хочешь этим заниматься, то должен для себя решить, готов ли ты отказаться от двух чашек кофе в неделю, но купить классные мелки. Это тоже нужно проговаривать, потому что люди не всегда готовы вступать в диалог или делать какой-то выбор, а когда тебе это рассказывает инфлюенсер, ментор, ты охотнее ему поверишь. Почему бы тебе тоже не попробовать. Не попробуешь — не узнаешь.

Above Art:
Каким бы вы хотели видеть фестиваль через 10 лет?

Анастасия Андреева:
Хотелось бы, для начала, вообще увидеть фестиваль через 10 лет. Хотелось бы масштабаировать его, чтобы он действительно стал одним из главных культурных событий. Я очень верю, что у него есть перспективы для этого. Нам потребуется просто постоянно работать над контентом, чтобы было желание у гостей на него приходить год за годом. Возможно, дать фестивалю шанс гастролировать. Лично я — из Сочи, а в Сочи вообще нет подобных фестивалей, хотя есть классные площадки для этого – например, Красная Поляна. Я уже в прошлом году задумалась: «а почему бы ни сделать там какое-то мероприятие?». У нас такая прекрасная страна, был бы контент и идея – реализовать все можно.

Поделиться
No Comments

Post A Comment