С 25 мая по 24 июня 2021 года Российская государственная библиотека для молодёжи открывает для показа групповую выставку «ЧТО ТЫ ПРЕДСТАВЛЯЕШЬ?». Это первый подобный проект для РГБМ, который задает новое направление в деятельности для Библиотеки. Мы встретились с куратором экспозиции Даниилом Левитесом, для того, чтобы у знать о новом проекте РГБМ.Above Art:
Даниил, хотим поздравить вас и РГБМ с началом такого интересного проекта. Какие авторы и работы собраны на выставке «Что ты представляешь?»?
Даниил Левитес:
Каждый из четырёх художников – участников проекта уже имеет своё собственное, сформировавшееся место в художественном мире.
В выставку вошли фотографии Данилы Ткаченко из проекта «Родина», которые представлены в Москве впервые.
Видео «Селфи» Ильмиры Болотян, сделанное для проекта «Нематериальный труд» в ММОМА 2019 года, где автор через опыт – свой личный и других женщин – исследовала, как существует поле «женского» нематериального труда. Эта работа не была включена тогда в экспозицию, зато прекрасно встроилась в драматургию выставки «Что ты представляешь?». Художница удаляет селфи с айпада, и зритель становится наблюдателем этого интимного опыта – телефон в диджитализированном мире является интимным инструментом, ведь информация с хранящимся в нём миром не должна быть показана окружающим.
Видео Ильи Федотова-Фёдорова «Сон в Яме» 2019 года – одна из самых провокационных работ, так как зритель наблюдает в телевизоре лежащего жирафа (голова его не показана), мимо вольера которого безразлично проходят люди. Этой работой мне хотелось обратить внимания посетителей на ту информацию, которую они потребляют каждый день, и спросить их: «Несёте ли вы ответственность за дальнейшую её интерпретацию?». Ведь на самом деле возле головы жирафа сидит механизированная девушка и гладит его. Это инсталляция Мишеля Хусмана создана в 2001 году, убрав из неё лишь одну деталь, кардинально меняешь представление о данной работе.
В проекте также – видео номинанта премии «Инновация» 2011 года Романа Мокрова «Бесконечная история», в котором люди «зайцем» перелезают через просвет в металлической ограде для того, чтобы не платить за проезд в электричке. Это отрезвляет, снимает с нас розовые очки и меняет представление о лёгкой и прекрасной жизни в Москве.
Above Art:
Почему творчество этих авторов вы объединили и представили под общим названием – «Что ты представляешь?»?
Даниил Левитес:
Название выставки было навеяно одноименной карикатурой Эда Рейнхардта, в которой человек, указывая на абстрактную живопись, произносит: «What does this represent?», но в ответ получает тот же самый вопрос от картины: «What do you represent?», которая также, как и зритель, указывает на него пальцем. В русском языке данный вопрос мы можем интерпретировать ещё более широко, чем в английском. Зритель пытается найти ответы на данный вопрос в предложенных четырёх работах.
Главная задача выставки – поставить зрителя на место художника. Ведь художник, презентуя свою работу публике, сразу же встраивается в многообразие диалогов в разных плоскостях – социальных, личностных, профессиональных, а зритель оказывается в позиции критика. Поэтому и захотелось задать вопрос аудитории: «Что ты представляешь?», то есть «Кем ты являешься?», «За что ты несёшь ответственность?». Основная цель: определить сферу и степень ответственности в жизни самого зрителя, а работы и данная выставка — инструменты, при помощи которых осуществляется попытка выйти из хаоса повседневности, и задать себе самому ряд вопросов. Ведь ответственность – это обязанность, которую человек берёт на себя лично, подписывая тем самым негласный договор с собой. Человек ежедневно находится в постоянном выборе, определяет, что ему важнее: сходить с утра за продуктами и позавтракать или поспать подольше; во время спора принять позицию оппонента и прекратить диалог или потешить свое эго и попытаться доказать свою правоту.
Первичной задачей было отобрать не новые работы, а созвучные с данной темой. Каждый из художников выставки освещает одну из множества граней ответственности. Ильмира Болотян обращается к самой себе и к стандартам красоты, навязанным обществом, Данила Ткаченко – к ответственности по отношению к прошлому в вещественных проявлениях (общество/память с предметным аспектом), материальных ценностях. Илья Федотов-Фёдоров – к проблеме персональной интерпретации (вопросы потребления информации и ответственность за её дальнейшее распространение), Роман Мокров исследует взаимодействие определений: «я» и социальный статус, деньги.
Above Art:
Вы утверждаете, что эта выставка является началом нового пути для РГБМ – освоение сферы современного искусства. Как будет в дальнейшем построена деятельность в данном направлении?
Даниил Левитес:
Этот проект является началом, стартом в выставочном направлении и уверенным шагом в области просветительской деятельности, связанной с современным искусством, он адресован молодёжи. Идея этой выставки появилась в ноябре 2019 года, но на тот момент реализация проекта не представлялась возможной без литературной базы. Таким образом, в Библиотеке для молодёжи мной было инициировано создание специализированного книжного фонда по современному искусству, для которого безвозмездно были переданы каталоги выставок, аукционов, теоретические труды от таких организаций, как ММОМА, МАММ, Институт БАЗА, Британская высшая школа дизайна, Галерея Триумф, Музей современного искусства Гараж, Фонд V-A-C, Государственная Третьяковская галерея, Галерея XL, Премия Кандинского, Аукционный дом Phillips, Фонд Владимира Смирнова и Константина Сорокина, Институт современного искусства, Арт-ярмарка COSMOSCOW, Центр современного искусства ВИНЗАВОД.
Хотелось бы обратить внимание читателя, которого мы всегда ждём в стенах РГБМ, что встречей с определённой литературой знакомство с современным искусством не заканчивается, а начинается. Книги на специальной полке выставлены по дарителям, и просканировав QR-код каждого издания, можно прочитать или прослушать небольшую историческую сводку об организации, которая его предоставила, узнать специфику деятельности представленных учреждений.
Вторым этапом на пути развития направления стало создание серии подкастов «Это надо видеть» с различными представителями арт-среды, в каждом выпуске обсуждаются разнообразные аспекты существования художественного мира сегодня и нас самих в нём. Мы находимся в поиске ответов на вопросы: «Как выстраивается работа с современным искусством в музее?», «Кто такой арт-критик и для чего он нужен?», «Есть ли этика в современном искусстве?» Гостями аудио-проекта РГБМ стали: Владимир Потапов, Алиса Йоффе, Анастасия Омельченко, Антонио Джеуза, Александр Бланарь, Борис Клюшников, Виктор Алимпиев, Хаим Сокол, Иван Антонов, Ирина Горлова, Мария Кравцова, Миша Мост, Ирина Саминская, Егор Кошелев, Илья Федотов-Федоров, Полина Канис, Александр Буренков, Дмитрий Гутов, Стас Шурипа, Ульяна Подкорытова, Ирина Корина, Ольга Кройтер, Алексей Новоселов, Игорь Самолет, Наталья Гомберг.
Выставка «Что ты представляешь?» является важной и не последней ступенью в данном направлении.
Above Art:
Будут ли в выставочном пространстве РГБМ организовываться выставки для художников, чье творчество ещё не известно зрителям?
Даниил Левитес:
Да, конечно. Открытие новых имён – одна из задач дальнейшей выставочной деятельности библиотеки. Особенно мне представляется перспективным сотрудничество с галереями, которые находятся в непрекращающемся поиске новых авторов, и их дальнейшее коммерческое продвижение. Библиотека может помогать в этом поиске, тем самым вносить свою лепту в художественное будущее. Арт-площадок становится всё больше, но все равно не хватает для всех, поэтому в Библиотеке для молодёжи открылось новое выставочное пространство.
Above Art:
Почему РГБМ в целом проявила интерес к современному искусству, не возникает ли тут конкуренции с галереями и музеями?
Даниил Левитес:
К современному искусству нужно быть подготовленным. Каждый из нас пытается найти именно то искусство, которое в полной мере сможет удовлетворить те или иные потребности. Потребности у всех разные, поэтому и итоговый набор произведений, интересующих нас, различный. Библиотека здесь выступает как помощник, как куратор знаний для расширения этого интеллектуального и эмоционального поля, предоставляя в свободное пользование множество ресурсов по данному направлению в разных форматах. Наша цель является просветительской, в некотором роде миссионерской, по отношению к современному искусству. Ведь просвещение молодёжной аудитории сегодня позволит взрастить завтра более лояльное к современному искусству общество. Никакой конкуренции не может быть ни с галереями, ни с музеями, ведь у нас одна цель. И видя, как многие культурные институции откликаются на наши просьбы и предложения, с уверенностью можем сказать, что мы находимся на правильном пути.
Above Art:
Каковы дальнейшие планы по выставочной деятельности у РГБМ, что стоит ожидать посетителям?
Даниил Левитес:
Планы у нас наполеоновского масштаба. Конечно же, задав определённую планку, мы будем придерживаться качественного уровня выставочных проектов и по возможности улучшать его всё больше. Мы стремимся начать сотрудничество со стрит-арт художниками, перформерами, science art художниками, хотим приглашать студенческие объединения и взаимодействовать с организациями, которые выпускают студентов в области современного искусства, такими как Институт современного искусства, Британская высшая школа дизайна, школа Свободных мастерских при ММОМА. Планируем запустить молодых художников в пространство РГБМ и предложить переосмыслить деятельность самой библиотеки в художественном жесте. Мы постараемся создать здесь особую экспериментальную художественную резиденцию, где художники и кураторы могли бы в постоянном режиме проводить свои исследования.
No Comments