Одним из главных направлений деятельности Государственной Третьяковской галереи, которое признавал таковым еще П.М. Третьяков, является поддержка художников, организация выставок, изучение и популяризация современного искусства. В этом году, накануне ежегодно отмечаемого Дня Катастрофы, национального дня памяти и траура в Израиле, а также в преддверии очередной годовщины окончания Второй мировой войны Третьяковская галерея вместе с галереей «Триумф», Посольством государства Израиль в Российской Федерации и Израильским культурным центром «Натив» открывают выставку художника Хаима Сокола, посвященную памяти жертв Холокоста и борцов с нацизмом. Тема сохранения памяти является важнейшей в современном обществе, а для любого музея она всегда остается главной задачей.
Хаим Сокол в своих произведениях исследует вопросы личной и коллективной памяти и механизмы ее передачи. В новом проекте он обращается к более конкретной теме травматической памяти, связанной прежде всего, но не исключительно, с событиями Второй мировой войны и Холокостом. Художник задается вопросами: может ли память жертвы быть универсальной? Как помнить то, что хочется забыть? Что нам делать с этой памятью? Автор обращается к темам отчуждения, изоляции и разрушенных связей в современном мире. Работая с архивными материалами и личными документами, он раскрывает эпизоды истории XX века сквозь призму частных судеб.
Одним из ключевых понятий проекта является поэтическая трансформация. Превращение выступает одновременно как форма избавления и способ передачи непосредственного ощущения травмы на расстоянии и через поколения путем «проживания» трагедии. В своих работах художник балансирует на грани между кафкианским кошмаром насильственного превращения в насекомое и свободной мутацией как формой освобождения. Так, масштабная работа «Свиток» (2019) с изображенной на ней вереницей темных, похожих на тени безличных персонажей, призвана передать не конкретный образ или событие, а лишь его атмосферу. Группы людей могут быть связаны с самыми разными страницами истории: восстанием иудеев в древнем Риме, восстанием в варшавском гетто или ужасающими акциями нацистов на территории Польши.
Хаим Сокол продолжает поиски новых форм передачи идей и смыслов на стыке различных видов искусства — театра и перформанса, визуального искусства и литературы. В рамках проекта «…В некотором смысле я становлюсь ими, а они становятся мной» будет представлено 15 произведений: новая серия крупноформатных работ на ткани, а также монументальные инсталляции «Птица» и «Секрет», созданные художником специально для выставки. Экспозицию дополнит видеоряд, основанный на серии гуашевой графики.
Хаим Сокол родился в Архангельске в 1973 году, закончил Еврейский университет в Иерусалиме и Институт проблем современного искусства в Москве. Лауреат профессиональной премии «Соратник» (2009). Номинант премии «Инновация» (шорт-лист 2008, 2014) и премии Кандинского (лонг-лист 2014). В настоящее время он преподает в Московской школе фотографии и мультимедиа имени А.М. Родченко. Его персональные выставки проходят в ведущих галереях и на выставочных площадках Москвы и Санкт-Петербурга. Участник многочисленных групповых выставок в России и за рубежом, среди которых 2-я Киевская биенналле (2015), 1-я Индийская биеннале в Кочи-Музирис (2012), 3-я Московская биеннале современного искусства (2009).
Выставка открыта с 25 апреля по 16 июня 2019 по адресу: Новая Третьяковка, Крымский Вал, 10, зал 34
No Comments