Пытаясь понять, какое оно современное исламское искусство, перед нами сразу возникает вопрос — что считать восточным или исламским искусством и, можно ли его отнести к современному искусству?
Итак, по порядку. Исламским искусством считаются все виды искусства созданные на территории тех стран, где ислам является доминирующей религией и культурой. Получается, что к исламскому искусству относится любой предмет искусства независимо от его функции (религиозная или светская). Религиозная принадлежность покровителя, по чьему заказу был создан предмет искусства или создателя, так же не играет ни какой роли. Другими словами, если государственная религия в стране ислам, а заказчик искусства, например, католик, или мастер создавший арт объект грек – это все равно исламское искусство!
Очень интересным также является вопрос запрета на изображение людей и животных. Такой запрет действительно существует, но он не распространяется на светскую сторону жизни, иначе говоря изображение людей и животных строго запрещено лишь на предметах религиозного толка. А вот светское искусство существовало всегда и имело очень интересный путь развития.
Так, например, в персидском искусстве 19 века впервые появляется парадный портрет Что отлично демонстрируют королевские портреты династии Каджаров.
Михр-Али «Портрет стоящего Фатх-Али-шаха»
Портреты Персидских шахов писали как европейские художники, которые путешествовали по ближнему востоку, так и мастера в придворных мастерских, которые назывались накашане «naqqashane» (переводится, как дом художников).
Портрет Шаха Мухаммеда
В портрете Шаха Мухаммеда художник явно пытался подражать европейцам. В манере изображения шаха можно заметить очень старательную попытку художника выстроить перспективу, для этого художник изобразил Шаха сидящем на троне. Но даже построение перспективы с помощью интерьера и мебели не дает привычной нам глубины пространства, изображение все равно остается двухмерным. Не смотря на европейские влияния, восточное искусство 19 века сохраняет свои особые черты и в первую очередь напоминает нам об искусстве миниатюры.
Встреча императора Моголов Хумаюна с шахом Тахмаспом из Ирана, 1544 год, придворный миниатюрист Санвала
Как это понять? Сравните миниатюру и портрет: изображения достаточно плоские, в них нет глубины и полное отсутствие цветовых переходов. Словно перед нами раскраска, над которой усердно потрудился ребенок, закрасив все фигуры и предметы.
Так, начиная с 19 века исламское искусство становится отличным от прошлых столетий, но это не исключает наличие исконно восточных традиций.
Влияние Европейского искусства на восток в 19 веке растет, и к 20 веку достигает своего апогея. Восточные художники начинают учиться в Европе, общаться с европейскими художниками и как губка впитывать все «измы». Так, в работах турецкого художника Сабри Беркель (Sabri Berkel) явно улавливаются нотки кубизма. Но и тут остается тяга восточных художников к двухмерному пространству и читается особое отношение к цвету, унаследованное у османских миниатюристов, ведь Сабри Беркель уроженец Турции.
Турецкий художник Сабри Беркель (Sabri Berkel)
Марокканская художница Чаиба Таллал (Chaiba Tallal) в 80-е годы прошлого столетия стала известна на весь Магриб (часть северной Африки, в которую входят: Мавритания, Марокко, Алжир, Тунис, Ливия, Западная Сахара) благодаря своим работам. В ее творчестве сочетаются марокканский фольклор, примитивизм и фовизм. Герои ее картин одеты в национальные марокканские костюмы, но само изображение выглядит скорее как детские рисунок — это и есть черты примитивизма. А вот сочетания ярких цветов навеивают воспоминания о творчестве Анри Матисса, который создавал свои работы в духе фовизма.
Эти необычные для восточного искусства черты сделали художницу невероятно популярной, да так, что ее первая персональная выставка прошла в Париже.
Марокканская художница Чаиба Таллал (Chaiba Tallal)
В конце 20 века многие восточные художники обратились к мотивам своей культуры и стали создавать каллиграфические абстракции. Как говорится, «можно вывести девушку из деревни, но деревню из девушки – никогда!». Каллиграфия как искусство с 8 века стала занимать особое место в мусульманских странах. И это не случайно, ведь каллиграфическое написание слов идет рука об руку с Кораном. Искусство Каллиграфии в восточных странах можно сравнить с иконописью. А все потому, что слово и его написание это зримое воплощение Аллаха, и потому графическое начертание слова в исламе так же самоценно, как священные образы христианских икон. Поэтому многие современные художники, вдохновляясь искусством каллиграфии создают свои удивительные работы, с оглядкой на традиции востока. Как правило такие работы носят религиозный подтекст.
Один из таких художников Ахмед Мустафа (Ahmed Mustafa), в своем творчестве он соединяет природные мотивы, которые переплетаясь с декоративном шрифтом заполняют все пространство картин. Очень часто в его работах зашифрованы фразы из Корана, а цветочный орнамент можно расценивать как упоминание о Садах Эдема (Райский сад описанный в Коране). Его работы это новый взгляд на Каллиграфию, но адаптированный под современное искусство, в основе которого лежат художественные формы исламского мира.
Ахмед Мустафа (Ahmed Mustafa)
Безусловно, современное исламское искусство соединяется и с новейшими технологиями. Отличным примером объединения традиций и технологий может стать работа «Шаги и Тени» (Steps and Shadows) созданная Мамоуном Саккал (Mamoun Sakkal). На самом деле Саккал не художник он, архитектор, получивший образование в Вашингтоне. Поэтому его работы больше напоминают нам архитектуру, чем о живопись. Работа «Шаги и Тени»
Это трехмерное фраза «Нет Бога кроме Аллаха, а Мухаммед пророк его» написанная самым древним видом шрифта, который называется Куфи. Причем эта фраза читается в трех разных направлениях, получается самая настоящая трехмерная картина.
Мамоун Саккал (Mamoun Sakkal) «Шаги и тени»
Еще один художница, лейтмотивом творчества которой является каллиграфическая абстракция – это Вийдан Али (Wijdan Ali). В своих работах художница подходит к каллиграфии как к модному абстрактному дизайну, но все так же не лишенному смысла. Буква может восприниматься нами по-разному, на картине мы видим фрагмент арабской буквы «Т» ت, которая в то же время выглядит как некая абстракция. Получается что особое отношение исламских художников к каллиграфии переплетается с современным взглядом на искусство.
Вийдан Али (Wijdan Ali) «Т» ت
Если говорить о стоимости таких работ, то например серия работ «Карбелла» Вийдан Али была продана на тогах Christie’s в 2014 за 30.000 $, а работы Ахмед Мустафы на аукционе 2009 года Christie’s в Дубае были проданы за 662 500$. Проданная в 200 году работа — это диптих, под названием «Память и благодарность» (“Remembrance and Gratitude”)
Ахмед Мустафа, диптих «Память и благодарность» (“Remembrance and Gratitude”)
На сегодняшний день Ахмед Мустафа один из самых дорогих современных художников исламского мира. В 2010 году его работа «Ночное путешествие и вознесение» (The night journey and ascension) побила новый рекорд и была продана за 842 500$ на аукционе Sotheby’s в Дохе.
Ахмед Мустафа «Ночное путешествие и вознесение» (The night journey and ascension)
Герой фильма «Белое солнце пустыни» совершенно верно сказал: «Восток – дело тонкое». Не смотря на все современные веяния, глобализацию и сильное влияние западного мира с его традициями и вкусами, искусство исламских стран остается верным своим истокам. Искусство востока во многом сохраняет свою религиозную направленность, но делает это в унисон со временем. А если речь идет о фигуративном изображении, то это прямая отсылка к искусству восточной миниатюры.
Вийдан Али, серия работ «Карбелла»
*Парадный портрет – это особый вид портрета, в котором правитель предстает в зените своей власти. Что бы портрет производили максимальное впечатление они идеализировали правителя и возносили его добродетели.
**Прямая перспектива, была разработана европейцами лишь в эпоху Возрождения, а точнее в 15 веке. Архитектор Брунеллески математически вычитал перспективу, кардинально изменив мир искусства. А вот первым кто ее применил был Мазаччо.
***Куфическое письмо – это самый древний вид каллиграфического орнамента, свое название он берет из города Куфа, где и был создан. Шрифт Куфи использовался для написания Коранов до 10 века, затем были разработаны другие шрифты, которые стали более популярны.
АВТОР: Искусствовед, Ася Бунджукчу
No Comments