выбрать месяц

январь, 2022

26янв - 13мартянв 2600:00март 13В ММОМА открывается выставка южнокорейского художника Кван Йонг Чана

о мероприятии

26 января в Московском музее современного искусства открывается выставка всемирно известного южнокорейского художника Кван Йонг Чана. Это совместный проект ММОМА и московской галереи современного искусства ASKERI GALLERY.
В экспозицию войдут ключевые работы художника, созданные в период с 1990 по 2021 год. Расположенные в хронологическом порядке на двух этажах масштабного выставочного пространства, произведения представят историю становления и развития творчества мастера,
сумевшего объединить европейскую и азиатскую культуру.
Первоначально стиль мастера формировался под влиянием американского модернизма середины XX столетия, который Кван Йонг Чан пристально изучал в период своей
учебы в Филадельфии. Однако впоследствии он принял решение отказаться от следования американским художественным традициям, вернуться в Южную Корею и создать собственный стиль, представляющий собой уникальный синтез западных и азиатских ценностей. Трагическая история родной страны, детские воспоминания, конфуцианство и западный прагматизм
породили серию Aggregations (Объединения), ставшую визитной карточкой Кван Йонг Чана.

Оригинальные арт-объекты в виде настенных панно созданы из ханчжи — традиционной
корейской бумаги, которая изготавливается вручную из коры шелковичного дерева. Она широко используется по всей Корее на протяжении многих веков и применяется в различных сферах, от изготовления различных предметов домашнего обихода до произведений искусства и авторского
дизайна. В качестве основы для своих композиций Кван Йонг Чан использует старые бухгалтерские отчеты, любовные письма и фрагменты философских трактатов, которые он особым образом складывает в небольшие треугольники, где текст служит одновременно и орнаментом, и носителем информации. Таким образом, в руках художника листы ханчжи получают вторую жизнь, а его произведения наполняются новыми смыслами. Каждую деталь
рельефа, сформированную из фрагмента того или иного документа, автор называет «минимальной единицей информации».
Собранные в причудливую композицию, они неизменно напоминают о важности исторической памяти и одновременно призывают к обновлению и переосмыслению.

время

январь 26 (среда) 00:00 - март 13 (воскресенье) 00:00

адрес

Московский музей современного искусства

Москва, Ермолаевский переулок, 17.

18янв - 30апрянв 1800:00апр 30Открытие выставки современных художников стран БРИКС  

о мероприятии

18 января 2022 года откроется 3D-выставка работ художников в рамках международного проекта Meet BRICS Art.

Посетители смогут увидеть более 100 изумительных, разноплановых работ мастеров из стран альянса, познакомиться с особенностями и элементами национальной идентичности. Произведения, представленные на выставке выполнены в разных техниках и из разных материалов. Будут работы, написанные акварелью, маслом, акрилом на холсте, но есть и неординарные, например, изготовленные из металла, вытканные из шерсти и льна и даже исполненные с помощью кофе на бумаге.

В мероприятиях примут участие 37 художников из стран альянса. Большая часть – это уральские живописцы, входящие в Союз художников Свердловской области, художники из Кургана, Нижнего Тагила и Екатеринбурга. А также их коллеги из разных регионов Бразилии, Индии, Китая и ЮАР. Возможность проведения мероприятий появилась благодаря грантовой поддержке Президентского фонда культурных инициатив.

Для проведения выставки организаторы воспользовались специальным сервисом для проведения виртуальных выставок. Оформили экспозицию в 3D-пространстве, по которому посетители смогут «ходить», рассматривая картины, знакомиться с новыми авторами. Бесплатная выставка будет открыта для посетителей до 30 апреля 2022 года. Ссылка на выставку https://www.artsteps.com/view/61d1c14976bc412569ac702c

В рамках проекта Meet BRICS Art также запланировано проведение десяти еженедельных тематических онлайн-встреч художников, галеристов, искусствоведов стран БРИКС, представителей креативных индустрий и просто любителей прекрасного. Темы встреч разнообразны и представляют широкий спектр проблем, с которыми сегодня сталкивается современное искусство.

«В рамках проекта мы запланировали проведение дискуссий и онлайн-встреч. Каждая встреча будет посвящена своей теме. Например, мы планируем обсудить традиционализм как основу искусства БРИКС, поскольку в этих странах очень сильны древние традиции. И сам Урал как регион тоже имеет свою культурную специфику, которая отличается от средней полосы России или Сибири. Ещё поговорим о тенденциях и вызовах развития в пространстве цифрового искусства, дизайне и искусстве в городском пространстве, положении молодых художников. Обсудим множество интересных вопросов и сможем лично познакомить художников друг с другом и новой аудиторией», – комментирует Анна Курумчина, директор Агентства культурной и научной дипломатии.

Первая встреча состоится уже 18 января 2022 года. Мы приглашаем всех любителей прекрасного присоединиться к дискуссиям, задать вопросы участникам. Познакомиться с программой онлайн-встреч и зарегистрироваться на мероприятия вы можете по ссылке https://cdaekb.timepad.ru/event/1901478/

Проведение проекта Meet BRICS Art будет играть важную роль в расширении и углублении сотрудничества в области культуры и искусства, в развитии межкультурного диалога, способствовать укреплению взаимного уважения и сближению народов стран БРИКС. Эти задачи близки и нашим партнёрам из стран альянса.

«Как галерист, я очень рада возможности представить бразильских художников на международном уровне. Я прилагаю много сил для участия в новых культурных событиях, например, в последние годы мы участвовали в международных ярмарках в Париже, Монако и Нью-Йорке. Но я должна добавить, что больше всего меня привлекло в этом конкретном проекте контакт, который будет у всех художников, и прекрасная возможность взаимодействовать друг с другом, достигая далеких народов, но объединенных искусством», — говорит Флори Менезес (Flory Menezes), художник, скульптор, член Бразильской академии изящных искусств, галерист

Проект инициирован некоммерческой организацией «Агентство культурной и научной дипломатии» и проводится при поддержке Министерства культуры и Союза художников Свердловской области. Мероприятия продлятся до апреля 2022 года.

время

январь 18 (вторник) 00:00 - апрель 30 (суббота) 00:00

5янв - 20февянв 500:00фев 20В Галерее классической фотографии пройдёт выставка фотографа Сергея Чубарова «Хольга»

о мероприятии

С 5 января по 20 февраля 2022 года в Галерее классической фотографии пройдёт выставка фотографа Сергея Чубарова «Хольга». В её экспозицию войдёт более 50 фотоснимков, которые автор создал в период с 2009 по 2015 годы. Посетители увидят атмосферные городские и деревенские пейзажи, снятые на цветные и чёрно-белые плёнки аналоговой камерой «Хольга».



«Хольга» — это дешёвая среднеформатная фотокамера, выпускающаяся с начала 80-х годов в Китае. Первоначально она предназначалась для небогатых и непритязательных жителей Поднебесной и Гонконга. Позже пластиковый «фотоаппарат для народа» приобрёл культовый статус и получил популярность у фотографов благодаря «артовому» качеству фотографий.

Камера с мягким фокусом и инстаграмными искажениями в стиле ретро или ломографии позволяет придавать снимкам утончённую эстетику. Может быть, поэтому фотографии, сделанные автором, такие легкие, будто воздушные. Они словно «дышат», при этом каждая из них обладает неповторимым настроением и характером. Эти работы не отражают мир таким, какой он есть, зато делают его сказочным и волшебным.

«От чубаровских картин никаких земных мыслей не возникает. Непостижимое, невозможное чудо. Каждая из трёх тысяч»,  — писал восторженный поклонник автора.

Многие цветные фотографии Чубарова отсылают к живописным «пейзажам настроения» французского художника XIX века Камиля Коро. Однако в отличие от известного мастера, фотограф стремился получить такое изображение, которое больше напоминало бы графику с её подчеркнутой любовью к форме и плоскости. «Если в кадре нет красоты формы — то, как это вообще назвать кадром? Художественность я понимаю для себя как наличие и осознанное использование формы — нет её, нет и художественной фотографии», — говорил фотограф.

Секрет получения идеального снимка Сергей формулировал так: «Это может быть и «простое» техническое совершенство (резкость, правильный свет и т.д.), и ловкость в построении кадра, и умение передать состояние, и ещё что-то… Я вполне могу представить мутную нерезкую картинку с провалами в тенях, которую при всём этом смогу назвать качественной», — рассказывал в интервью Чубаров.

Сергей Чубаров (1971-2020) — родился и вырос в Тверской области. С 1988 года жил и работал в Зеленограде. Закончил МИЭТ, занимался разработкой электронной техники. Участник многих персональных и коллективных выставок, призёр международных фотографических конкурсов (Epson, Digital photo, Digital Art 2005, Photography Competition 2007), автор четырех фотоальбомов. Член Союза фотохудожников России.

время

январь 5 (среда) 00:00 - февраль 20 (воскресенье) 00:00

7дек - 1ноябдек 700:00нояб 1- 00:00В Новой Третьяковке Московский музей дизайна откроет выставку «История российского дизайна. Избранное. 1917-2022»

о мероприятии

7 декабря в Новой Третьяковке Московский музей дизайна откроет выставку «История российского дизайна. Избранное. 1917-2022». Это первая масштабная экспозиция, исследующая отечественный дизайн за прошедшее столетие. В 2019 году Московский музей дизайна стал постоянным резидентом Новой Третьяковки в ее Западном крыле.

В четырех разделах экспозиции (авангард, ар-деко и сталинский ампир, послевоенный дизайн, современный дизайн) будут представлены объекты, иллюстрирующие инновационные идеи дизайнеров и изделия массового производства. Это макеты, эскизы, чертежи, реконструкции знаменитых невоплощенных проектов, концептуальные разработки из коллекций Московского музея дизайна, Политехнического музея, Музея художественного текстиля и костюма РГУ им. А.Н. Косыгина, Государственного научного центра Российской Федерации ФГУП «НАМИ», частных собраний. Многие экспонаты будут показаны впервые. Всего будет представлено более 500 экспонатов, также планируются три реэкспозиции проекта в течение года.

«Выставка — результат десятилетней исследовательской работы, история дизайна ни разу не была показана так широко. Как правило, яркие эксперименты показывают вне контекста реальностей массового производства. Эта выставка определяет парадигму российского дизайна, рассказывает реальные истории о том, как и почему промышленные продукты выходили в том или ином дизайне, запускались в производство или оставались на стадии проектов. Мы нашли проекты и работы, которые никогда раньше не выставлялись в музеях, которые долгие годы хранились в семьях и в архивах советских НИИ, мы собрали фото- и видеохронику, создали десятки макетов так никогда  и не осуществленных проектов. Все эти уникальные материалы входят в диалог (стоят в паре) с предметами, которые штампуют на заводах миллионными тиражами», — говорит куратор выставки и директор Московского музея дизайна Александра Санькова.

Кураторы Александра Санькова и Ольга Дружинина проводят параллели между перспективными разработками советских и российских дизайнеров и продукцией массового производства. Во все времена дизайнеры стремились создать для человека идеальную предметную среду: красивую, удобную, безопасную. Часто их мечты разбивались о реальность — невозможность реализации. Практически все проекты художников-конструктивистов 1920-х так и остались экспериментами.
В 1930-е годы дизайн массовой продукции для обычных людей был за рамками грандиозных планов и новых стилей, а теоретические и методологические прорывы 1960-х, как правило, сохранились только на бумаге. Сегодня такие проекты называют концептуальными: они не предполагают немедленного воплощения, но показывают возможные решения проблем ближайшего и отдаленного будущего, прогнозируют, а иногда и определяют развитие проектной деятельности и технологий. 

Например, в первой части экспозиции, посвященной авангарду, минималистичная кухня для дома Наркомфина, одного из самых известных памятников конструктивизма, противопоставляется простым деревянным табуретам. Реплика кухни была создана специально для выставки и показывается впервые. Среди экспериментальных работ 1930-х годов — оригинальные проекты интерьеров, мебели и осветительных приборов для редакции газеты «Правда», выполненные в Мастерской № 12 Моссовета, а рядом с ними представлена типовая кабинетная мебель той эпохи.

В разделе послевоенного дизайна зрители увидят 3D-макет малолитражного автомобиля «Белка» авторства В.А. Арямова — его, как писал в то время журнал «Крокодил», замучили в «бюрократическом колесе» и так и не начали выпускать. Вместо «Белки» на улицах появился «Запорожец».

В последнем разделе, посвященном современности, кураторы показывают, не противопоставляя, два основных направления в актуальном российском дизайне — инновационные проекты и уже успешно реализованные. Так, концепт устройства для аромадезинфекции жилых пространств «Pop It», созданный дизайнером Павлом Волововым совместно с парфюмерной маркой «GREAT TROTTER// HMCM», превращает рутинное занятие в увлекательную игру. Рядом с ним — очиститель и обеззараживатель воздуха «TIOKRAFT», который выпускает Раменский приборостроительный завод.

«В названии выставки — слово «избранное». Мы выбирали экспонаты, наиболее ярко иллюстрирующие самые значительные этапы развития российского дизайна, примеры «хорошего дизайна», которых было немало и среди изделий массового промышленного производства. Кроме того, мы понимаем, что невозможно в рамках одной экспозиции  рассказать обо всех сферах и направления российского дизайна за более чем сто лет. Поэтому  показываем лишь небольшую, но важную часть его истории и оставляем возможность, регулярно меняя экспонаты, продолжить этот разговор», —  говорит Ольга Дружинина, куратор выставки.

Партнером выставки стала кафедра музыкальной звукорежиссуры РАМ имени Гнесиных. Студенты 2 курса под руководством Марины Карпенко подготовили звуковое сопровождение выставки, которое позволит посетителям экспозиции глубже погрузится в исторические периоды, соответствующие тематическим блокам выставки. Выставочный проект подготовлен с использование гранта Президента Российской Федерации, предоставленного Президентским фондом культурных инициатив. 

Подробности: http://moscowdesignmuseum.ru/

время

декабрь 7 (вторник) 00:00 - ноябрь 1 (вторник) 00:00

адрес

Новая Третьяковка

Москва, ул. Крымский Вал, 10, СХР Западное крыло

3дек - 27февдек 300:00фев 27Итало-российский выставочный проект «Панорама Венеции. Открытие бесконечного горизонта»

о мероприятии

Государственный научно-исследовательский музей архитектуры им. А.В. Щусева, Итальянский
Институт культуры в Москве и Фонд Кверини-Стампалья (Венеция), при поддержке Посольства Италии в РФ и АО ЮниКредит Банка, в рамках перекрестного года музеев Италии и России 2021-2022, представляют итало-российский выставочный проект «Панорама Венеции. Открытие
бесконечного горизонта». Генеральный партнер проекта – компания KERAMA MARAZZI.
Джованни Бьязин (1835-1912), Витторио Бьязин (1860-1926) Панорама Венеции (Версия II), фрагмент после 1888

Данный проект зародился в Италии. Кураторы Джандоменико Романелли и Паскалин Ватен занимались историей особого сюжета — «панорама Венеции» — зародившегося в рамках жанра
городского пейзажа ведуты, а также изучали уникальную панораму Венеции художника Джованни Бьязина, длина которой около 23 метров. Эта панорама была создана в качестве особого художественного аттракциона для Национальной художественной выставки 1887 года в Венеции – предшественницы прославленных Венецианских Биеннале современного искусства.
Джованни Пивидор (1812-1872) Общий вид моста через Венецианскую лагуну около 1850 г.

Итальянская версия проекта с большим успехом прошла с июня по октябрь 2021 года в музее
Кверини-Стампалья в Венеции. Представляемая московской публике выставка рассказывает о становлении жанра «панорама Венеции» на протяжении веков, а также о панорамных видах
города на воде «с высоты птичьего полета».
Неизвестный автор Вид на Пьяцетту со стороны набережной Скьявони (Veduta della piazzetta dalla Riva degli Schiavoni) Венеция, первая половина XIX века

В итало-российской версии выставки произведения из собрания Музея архитектуры им. А.В. Щусева добавили в экспозицию тему венецианской ведуты XVIII века, не только сохранившей на
холсте и бумаге изменившиеся или оставшиеся неизменными виды города, но и зафиксировавшей традиции венецианской видовой живописи Антонио Каналетто, Микеле Мариески и других венецианских художников.

Выставка покажет уникальные панорамы Венеции XV-XVIII веков, разглядывание которых в течение столетий вдохновляло европейскую публику совершать путешествия в город на воде. С помощью современных технологий будет воссоздана «Панорама Венеции» Джованни Бьязина, а также впервые на суд публики будут представлены фрагменты копии этой диорамы, созданные Джованни Бьязином и его сыном Витторио для участия во Всемирной выставке.
Неизвестный автор Пьер Мортье (1661–1711) – издатель Площадь Св. Марка в Венеции Амстердам, 1704

На московской выставке посетители увидят, как старинные гравюры повлияли на иллюстрации туристических путеводителей, на появление панорамных литографий с видами Венеции,
иллюстрированных карт XVIII-XIX веков уникального города. Экспонаты проекта продемонстрируют, как диорама Венеции Джованни Бьязина 1887 года стала предтечей европейского видового кинематографа конца XIX-XX веков.
Юлиус Милхайзер (1601_1621-1680) – гравер, Пьер Мортье (1661-1711) – издатель Вид на Венецию сверху с островами Мурано и Торчелло Амстердам, 1704

время

декабрь 3 (пятницу) 00:00 - февраль 27 (воскресенье) 00:00

адрес

Государственный музей архитектуры имени А.В. Щусева

Москва, ул. Воздвиженка, д.5/25

18нояб - 27февнояб 1800:00фев 27Выставка New Elements в Новой Третьяковке

о мероприятии

Открытие выставки New Elements состоится 17 ноября в Западном крыле Новой Третьяковки. Выставка предлагает взглянуть на мир как на аналоговый компьютер и представит 12 произведений художников из разных стран, которые покажут, как сократить разрыв между компьютерными данными и миром.

Организатор проекта – Laboratoria Art&Science Foundation – первый в России некоммерческий исследовательский центр, целью которого является построение платформ междисциплинарного взаимодействия современного искусства, науки и технологий. Дарья Пархоменко, Дитмар Оффенхубер: «Представление о том, что цифровая информация абстрактна и существует вне физического мира, — опасный миф. Поскольку технологии давно проникли во все аспекты нашей жизни, их материальная природа и последствия этого проникновения оказывают на нас глубокое влияние. Произведения на выставке New Elements возвращают цифровые данные в реальность и показывают, как все вокруг взаимосвязано».Выставка состоит из трех разделов – «Аутографические измерения», «Вычисляя с природой» и «Цифровая материальность» – и объединяет художественные подходы, которые обращаются к материальным аспектам информации и вычислений в разных проявлениях: в природной среде,
технологических системах или структурах нейронных сетей.

Все, что происходит в атмосфере, почве и воде, записывает свои следы бесчисленным количеством способов. Однако такие аутографические процессы не ограничиваются миром природы. Они скрываются и за неосязаемым миром цифровой информации, иногда проявляясь в виде глитчей (неполадок, помех) и сбоев, позволяющих нам заглянуть в материальные глубины цифрового мира. Они оставляют физические следы, по которым можно восстановить картину произошедшего.
Нейронные сети и другие сложные цифровые системы, в свою очередь, имеют сходство с природными явлениями в их непрозрачности и недоступности. Исследователи искусственного интеллекта, подобно натуралистам XVIII века, фиксируют и изучают поведение этих систем и сетей. Работа художников в этом направлении также влечет множество этических, социальных и политических вопросов: от глобального экологического кризиса, связанного с повышением температуры на всей планете, до потребления энергии блокчейн-технологиями.

Произведение Ральфа Беккера «Естественная история сетей / SoftMachine» — это электрохимический алгоритмический перформанс художника и машины. Центральный элемент инсталляции — галинстан, жидкий металл, которым перформер манипулирует через подключенные электроды, изменяя его поведение. Беккер апеллирует к забытому этапу истории
вычислений — экспериментам Гордона Паска 1950-х годов с электрохимическими компьютерами, которые имитируют процесс обучения природных экосистем, а также обращается к современным
исследованиям биомимикрии, программируемой материи и контролируемого жидкого металла. Перформанс объединяет машинное мышление и текучие, мягкие материалы, позволяя самоорганизующимся качествам проявиться через конкретных материальных посредников.
Интерактивная аудиовизуальная инсталляция «Пещера» Терезы Шуберт — новая работа, созданная совместно с фондом Laboratoria Art&Science и «Лабораторией Касперского». В пространстве, наполненном перекрывающими друг друга изображениями 3D-сканов леса
и компьютерных серверов, находится биореактор, с которым зрители могут взаимодействовать посредством света. Датчики считывают сигналы от живущих в биореакторе водорослей, которые реагируют на свет, и каждое движение трансформирует аудиовизуальный поток. Цифровое
и природное сливается все больше и больше, а человек оставляет свой след в виде шумов и помех в системе.

Илья Федотов-Федоров исследует отношения между человеком и природой, наукой и ритуалом. Центральный элемент инсталляции Exo-ark — слепок со шкуры лошади, который в результате неправильно проведенной таксидермии начал принимать исходную форму тела. Художник увеличил слепок до реальных размеров животного, сделав его памятником лошади и проявив возможности создания этой памяти без манипуляций над живым существом. Обращаясь к теме таксидермии и исследуя возможности 3D-сканирования в своем видео, художник прослеживает истончение грани между реальным животным и его цифровым присутствием.
В серии Printed Matter(s) Томас Сарасено собрал из воздуха Мумбаи мелкодисперсные частицы черного углерода размером до 2,5 микрон и использовал их для создания изображений частиц космической пыли из каталога NASA. Подобно проблеме загрязнения воздуха, проблема космической пыли касается каждого человека на нашей планете, но в совершенно разных временных масштабах. Отравляющее атмосферу вещество становится для художника средством общения с аудиторией, напоминая нам об агентности воздуха даже перед лицом его потенциального уничтожения.

Биохимическая инсталляция Poem Томаса Фойерштайна захватывает первобытный «первичный бульон» из воздуха, выдыхаемого посетителями выставки, и перегоняет его в пригодный для питья алкоголь. Отсылая к эксперименту 1950-х годов по воссозданию первых форм жизни, Фойерштайн показывает, что границы человеческого тела размыты и сливаются с окружающим пространством.
Проект Cloud Studies* исследовательского объединения Forensic Architecture посвящен теме токсичных облаков, колонизирующих наш воздух. Альманах объединяет исследования восьми конкретных случаев распыления и воздействия отравляющих газов в разных географических
точках, посредством которых различные государства потенциально способны создавать непригодные для жизни атмосферы и занимать воздушное пространство. Исследование и анализ проведены с помощью искусственного интеллекта и ряда методологий, включая гидродинамику и 3D-моделирование.

время

ноябрь 18 (четверг) 00:00 - февраль 27 (воскресенье) 00:00