выбрать месяц

декабрь, 2021

3дек - 27февдек 300:00фев 27Итало-российский выставочный проект «Панорама Венеции. Открытие бесконечного горизонта»

о мероприятии

Государственный научно-исследовательский музей архитектуры им. А.В. Щусева, Итальянский
Институт культуры в Москве и Фонд Кверини-Стампалья (Венеция), при поддержке Посольства Италии в РФ и АО ЮниКредит Банка, в рамках перекрестного года музеев Италии и России 2021-2022, представляют итало-российский выставочный проект «Панорама Венеции. Открытие
бесконечного горизонта». Генеральный партнер проекта – компания KERAMA MARAZZI.
Джованни Бьязин (1835-1912), Витторио Бьязин (1860-1926) Панорама Венеции (Версия II), фрагмент после 1888

Данный проект зародился в Италии. Кураторы Джандоменико Романелли и Паскалин Ватен занимались историей особого сюжета — «панорама Венеции» — зародившегося в рамках жанра
городского пейзажа ведуты, а также изучали уникальную панораму Венеции художника Джованни Бьязина, длина которой около 23 метров. Эта панорама была создана в качестве особого художественного аттракциона для Национальной художественной выставки 1887 года в Венеции – предшественницы прославленных Венецианских Биеннале современного искусства.
Джованни Пивидор (1812-1872) Общий вид моста через Венецианскую лагуну около 1850 г.

Итальянская версия проекта с большим успехом прошла с июня по октябрь 2021 года в музее
Кверини-Стампалья в Венеции. Представляемая московской публике выставка рассказывает о становлении жанра «панорама Венеции» на протяжении веков, а также о панорамных видах
города на воде «с высоты птичьего полета».
Неизвестный автор Вид на Пьяцетту со стороны набережной Скьявони (Veduta della piazzetta dalla Riva degli Schiavoni) Венеция, первая половина XIX века

В итало-российской версии выставки произведения из собрания Музея архитектуры им. А.В. Щусева добавили в экспозицию тему венецианской ведуты XVIII века, не только сохранившей на
холсте и бумаге изменившиеся или оставшиеся неизменными виды города, но и зафиксировавшей традиции венецианской видовой живописи Антонио Каналетто, Микеле Мариески и других венецианских художников.

Выставка покажет уникальные панорамы Венеции XV-XVIII веков, разглядывание которых в течение столетий вдохновляло европейскую публику совершать путешествия в город на воде. С помощью современных технологий будет воссоздана «Панорама Венеции» Джованни Бьязина, а также впервые на суд публики будут представлены фрагменты копии этой диорамы, созданные Джованни Бьязином и его сыном Витторио для участия во Всемирной выставке.
Неизвестный автор Пьер Мортье (1661–1711) – издатель Площадь Св. Марка в Венеции Амстердам, 1704

На московской выставке посетители увидят, как старинные гравюры повлияли на иллюстрации туристических путеводителей, на появление панорамных литографий с видами Венеции,
иллюстрированных карт XVIII-XIX веков уникального города. Экспонаты проекта продемонстрируют, как диорама Венеции Джованни Бьязина 1887 года стала предтечей европейского видового кинематографа конца XIX-XX веков.
Юлиус Милхайзер (1601_1621-1680) – гравер, Пьер Мортье (1661-1711) – издатель Вид на Венецию сверху с островами Мурано и Торчелло Амстердам, 1704

время

декабрь 3 (пятницу) 00:00 - февраль 27 (воскресенье) 00:00

адрес

Государственный музей архитектуры имени А.В. Щусева

Москва, ул. Воздвиженка, д.5/25

26нояб - 12декнояб 2600:00дек 12Первый Московский Международный VR фестиваль

о мероприятии

 C 26 ноября по 12 декабря Центр современного искусства М’АРС на эксклюзивной основе показывает программу Первого Московского Международного VR фестиваля, ежегодного формата, который объединяет зрелищные виртуальные проекты, представленные выдающимися авторами из разных стран мира. Тема фестиваля в этом году – «Фокус на Францию».

Инициаторами и организаторами фестиваля выступили интерактивная студия Less Media Group и медиагруппа «Красный квадрат». Программные партнеры проекта: Французский институт при Посольстве Франции в России и международная инициатива Galaxy Network. Техническими партнерами проекта стали МИРЭА – Российский технологический университет и российское представительство HTC VIVE.

Фестивальную программу ЦСИ М’АРС составляет VR контент нескольких секций. В «Осознанность» вошли проекты, исследующие границы сознания с помощью самых неожиданных образов. «Высота» включила в себя работы о бескрайнем космосе и захватывающем покорении высочайшей вершины Земли – Эвереста. В треке «Сторителлинг» представлены истории о любви, сомнениях, одиночестве и смелости.

«Мы выходим из «плоского» мира, начинается эпоха пространственного контента. Для новых видов контента нужно создавать новые платформы – именно поэтому мы запускаем Московский Международный VR фестиваль»,-  Алина Михалева, основательница интерактивной студии Less Media Group

«Мы благодарим организаторов Московского Международного VR фестиваля за сотрудничество. И очень рады за наших зрителей, которые имеют возможность увидеть лучшие образцы искусства – передового технологичного впечатляющего арта»,- Елена Давыдова, исполнительный директор ЦСИ М’АРС

«Сегодня у зрителей появляется возможность оказаться прямо в центре сюжета, а иногда и стать его героем. И все это, благодаря технологии виртуальной реальности. VR позволяет прожить совершенно новый опыт, перенестись в другие — фантастические и недостижимые ранее миры!»,- Илья Кривицкий, генеральный директор медиагруппы «Красный квадрат»

«Мы с радостью встречаем рождение этого фестиваля: теперь мы знаем, что каждый год у нас будет уникальный шанс сбежать в виртуальные миры, созданные мечтателями»,- Эммануэль Фосийон, атташе по аудиовизуальному сотрудничеству, Французский институт при Посольстве Франции в России

Среди проектов секций, представленных в М’АРСе, – победители крупнейших VR фестивалей. Например, The Line — трогательная история любви двух кукол в Сан-Пауло 40-х, получившая Эмми за выдающиеся инновации в иммерсивных технологиях, а также признанная лучшим VR экспириенсом на Венецианском кинофестивале в 2019 году. The Line был показан более чем на 20 фестивалях по всему миру.

В показе примет участие самый масштабный из когда-либо снятых в космосе проектов – Space Explorers: The ISS Experience. Для создания этой работы космонавты Международной космической станции отсняли более 200 часов материала о жизни в космосе. Space Explorers: The ISS Experience участвовал в Каннском и Венецианском кинофестивалях, а также получил Эмми.

В программу также вошел проект Battlescar — интерактивная анимационная история о двух девушках, которые создают панк-группу в Нью-Йорке 70-х, получившая 8 наград на международных VR фестивалях.

Другие тематические треки программы, такие как ИНТЕРАКТИВ, АРТ, ДОК И ШЕДЕВРЫ можно увидеть на партнерских площадках фестиваля – в парке виртуальных развлечений ARena Space и Государственном центральном Музее Кино.

От триллеров до медитаций, от игр до документальных сюжетов – проекты, вошедшие в программу Первого Московского Международного VR фестиваля, позволят испытать самый широкий спектр эмоций: некоторые пугают и завораживают, другие радуют, удивляют и успокаивают.

Первый Московский международный VR фестиваль объединил в себе VR работы инициативы Galaxy Network и проекта Digital France.

С полной программой Первого Московского Международного VR фестиваля, а также получить информацию об организаторах и партнёрах фестиваля можно на сайте ознакомиться на сайте.

Фестивальные работы демонстрируются на английском языке или на языке оригинала с английскими субтитрами. Показы будут сопровождать специалисты, которые помогут каждому посетителю воспользоваться VR оборудованием.

 

время

ноябрь 26 (пятницу) 00:00 - декабрь 12 (воскресенье) 00:00

организатор

ЦСИ М’АРС Пушкарёв переулок, 6, Москва

19нояб - 19декнояб 1900:00дек 19Выставка «Передай соль!» в галерее «Измайлово» Объединения «Выставочные залы Москвы»

о мероприятии

18 ноября 2021 года в галерее «Измайлово» Объединения «Выставочные залы Москвы» откроется выставка «Передай соль» – проект о другом натюрморте и еде в искусстве.

Почти на месяц галерея превратится в книгу о вкусной и здоровой (или нет) пище – в интерпретации современных художников. Посетители выставки смогут сравнить традиционный натюрморт с изящным завитком лимонной кожуры и дичью, и современные подходы к теме еды. В галерее можно будет увидеть живопись, графику, видео, объект и тексты.

«Название проекта «Передай соль!» отсылает к классическому анекдоту о смысле жизни: никто из нас не знает, насколько велика или мала отведенная ему роль. Возможно, она только в том, чтобы в нужный момент передать соседу по столу по его просьбе солонку. С другой стороны, соль – это символ, и вопрос «в чем тут соль» уравнивает понятия «соль» и «смысл». Тема еды – бытовая, даже и говорить о еде не всегда прилично в обществе. Однако еда жизненно необходима, она присутствует в каждом проживаемом дне» – рассказывает куратор и руководитель галереи Мария Сикирина.

Какие продукты питания оказываются в центре внимания художников, в каких случаях еда – только повод поднять важные для человека и общества темы? Как и над чем смеются, о чем сожалеют и с чем играют, несмотря на табу на игры с едой, авторы? Пространство выставки, как упомянутая выше – книга, будет поделено на главы: современный натюрморт, новые объекты интереса художников, ощущение дома и тоска по нему, любовь, транслируемая через еду, еда и невроз, изобильное и скудное, застолье, игры в еду и с едой.

Значительная часть работ была отобрана через Open Call, принять участие в котором мог каждый.

Среди участников выставки: Семен Агроскин, Екатерина Сысоева, Ирина Корина, Дарья Кротова-Шлоссер, Дарья Федорова, Артемий Родионов, Дмитрий Самодин, Марина Скепнер, Павел Боркунов, Наташа Ворончихина, Денис Рудых, Алексей Дьяков, Ксения Жулёва, Ольга Орната, Александр Батурин, Виктор Рибас, Марина Иванова-Имар, Женя Шарвина, Александра Оминина, Варвара Даревская, Василиса Завалина, Анна Силивончик, Владислав Моргунов, Ева Аракчеева, Матвей Налимов, Яна Осман, Наталья Горбунова, Лена Поповская, Мария Буртова, Екатерина Афонина, группа АМ, Анна Плотникова и другие авторы.

 

время

ноябрь 19 (пятницу) 00:00 - декабрь 19 (воскресенье) 00:00

адрес

Галерея «Измайлово» Объединения «Выставочные залы Москвы»

Измайловский пр., 4, Москва

18нояб - 16янвнояб 1800:00янв 16Выставка Маши Шмидт "Выше только небо" пройдет в галерее ARTSTORY

о мероприятии

Выставка «Маша Шмидт. Выше только небо» пройдет в галерее ARTSTORY с 18 ноября 2021 по 16 января 2022. Проект фактически знакомит российского зрителя с творчеством художника Маши Шмидт, которая окончила в Москве Строгановскую академию, уехала в Париж в начале 1990-х гг., продолжила изучение искусства в парижской Академии художеств и Сорбонне, и уже во Франции стала профессиональным живописцем. В экспозицию войдут как живописные работы Шмидт, так и специально созданная в жанре site-specific монументальная инсталляция, которая вновь преобразит постоянно меняющееся пространство галереи ARTSTORY.

Название проекту дала серия «Sky is the limit». Этот цикл – продолжение исследования пейзажа в широком смысле слова, над ним художник работает многие годы. Предыдущие серии – «Сквозь воду», «Как долгое эхо», «Aurea pluvia» и представленный на выставке цикл «Феномены и состояния вещей» – предлагали своего рода погружения в различные пространства. Они были посвящены таким «неуловимым» явлениям, как движение воды, игра света сквозь ветви деревьев, вибрации в природе. Текущее пространство с попытками уловить колебания ветра и водных струй, образы сада, листа, молекулы, памяти…

Проект «Выше только небо» («Sky is the limit») разрабатывается как монументальная серия пейзажей воздуха, где работы сосуществуют вместе, раскрывая и перетекая друг в друга.  Этот цикл видится художнику как отрыв от земли, попытка «раздвинуть рамки» живописными средствами, выйти за пределы холста. В современном мире, где человек вынужденно дробит свою жизнь на фрагменты, увеличивает скорость восприятия до невозможности, «проглатывает» все больше и больше информации, взгляд на небо предоставляет возможность ненадолго остановиться, раствориться в бòльшем, сделать вздох и… взлететь.

Маша Шмидт: «Для меня “Sky is the limit” окна в небо, возможность сфокусироваться на вневременном, перестать суетиться, попытаться немного оторваться от земли. Есть надежда, что людям удастся остановиться больше чем на секунду перед холстом. Я пишу, чтобы вернуть нам время и… дыхание».

А искусствовед Анна Чудецкая вспоминает детское ощущение, «когда лежишь в траве и бездумно смотришь на небо. Оно стремительно приближается, а сам ты летишь ввысь. В живописи сопрягаются ощущения детства и опыт, накопленный за долгие годы экспериментов. Взгляд минует толщу воздуха и начинает различать конфигурации цветных облачных энергий. Начинаешь понимать, что это особое пространство – своего рода хранилище, которое вбирает в себя информацию о происходившем и происходящем, о всех и каждом из нас».

Язык Маши Шмидт удивительно пластичен, и можно сказать, что она чувствует себя естественно в самых разных стихиях изобразительного. Она легко переходит в рамках единой серии от живописи к графике, она работает для театра и кино. Кстати, еще в процессе обучения в Строгановке художница сотрудничала с Театром имени Моссовета, во Франции – с Комеди Франсез и Опера, а уже в нынешнем десятилетии активно работает как самостоятельный сценограф с ведущими швейцарскими театральными труппами и делает эскизы и декорации к кинофильмам. Она участвует в выставках, в художественно-социальных практиках, пишет киносценарии, преподает технику живописи в медонской Академии художеств. Почти десять лет ведет уникальный цикл занятий для детей и взрослых по своей авторской программе, будучи aрт-экспертом в международном образовательном центре «Лондон Гейтс». Делает монументальные фрески и инсталляции для церковных зданий, больниц и общественных пространств.

Работы Маши Шмидт хранятся во многих музейных и частных собраниях, в их числе: Московский музей современного искусства, Музей современного искусства в Боготе (Колумбия), Центр современного искусства «Виктория» в Бухаресте (Румыния), Центр современного искусства «Гарикула» (Грузия), Фонд «Альянс франсез» (Франция), Fondazione il Fiore во Флоренции (Италия), DRAC (Фонд современного искусства, Франция), Фонд национального художественного достояния (Франция) и другие.

В рамках проекта 18 ноября состоится public talk на тему «Почему взрослым и детям важно смотреть на небо» с участием Маши Шмидт.

время

ноябрь 18 (четверг) 00:00 - январь 16 (воскресенье) 00:00

адрес

Галерея ARTSTORY

, Старопименовский пер., д. 14 (м. «Тверская», «Маяковская»)

18нояб - 27февнояб 1800:00фев 27Выставка New Elements в Новой Третьяковке

о мероприятии

Открытие выставки New Elements состоится 17 ноября в Западном крыле Новой Третьяковки. Выставка предлагает взглянуть на мир как на аналоговый компьютер и представит 12 произведений художников из разных стран, которые покажут, как сократить разрыв между компьютерными данными и миром.

Организатор проекта – Laboratoria Art&Science Foundation – первый в России некоммерческий исследовательский центр, целью которого является построение платформ междисциплинарного взаимодействия современного искусства, науки и технологий. Дарья Пархоменко, Дитмар Оффенхубер: «Представление о том, что цифровая информация абстрактна и существует вне физического мира, — опасный миф. Поскольку технологии давно проникли во все аспекты нашей жизни, их материальная природа и последствия этого проникновения оказывают на нас глубокое влияние. Произведения на выставке New Elements возвращают цифровые данные в реальность и показывают, как все вокруг взаимосвязано».Выставка состоит из трех разделов – «Аутографические измерения», «Вычисляя с природой» и «Цифровая материальность» – и объединяет художественные подходы, которые обращаются к материальным аспектам информации и вычислений в разных проявлениях: в природной среде,
технологических системах или структурах нейронных сетей.

Все, что происходит в атмосфере, почве и воде, записывает свои следы бесчисленным количеством способов. Однако такие аутографические процессы не ограничиваются миром природы. Они скрываются и за неосязаемым миром цифровой информации, иногда проявляясь в виде глитчей (неполадок, помех) и сбоев, позволяющих нам заглянуть в материальные глубины цифрового мира. Они оставляют физические следы, по которым можно восстановить картину произошедшего.
Нейронные сети и другие сложные цифровые системы, в свою очередь, имеют сходство с природными явлениями в их непрозрачности и недоступности. Исследователи искусственного интеллекта, подобно натуралистам XVIII века, фиксируют и изучают поведение этих систем и сетей. Работа художников в этом направлении также влечет множество этических, социальных и политических вопросов: от глобального экологического кризиса, связанного с повышением температуры на всей планете, до потребления энергии блокчейн-технологиями.

Произведение Ральфа Беккера «Естественная история сетей / SoftMachine» — это электрохимический алгоритмический перформанс художника и машины. Центральный элемент инсталляции — галинстан, жидкий металл, которым перформер манипулирует через подключенные электроды, изменяя его поведение. Беккер апеллирует к забытому этапу истории
вычислений — экспериментам Гордона Паска 1950-х годов с электрохимическими компьютерами, которые имитируют процесс обучения природных экосистем, а также обращается к современным
исследованиям биомимикрии, программируемой материи и контролируемого жидкого металла. Перформанс объединяет машинное мышление и текучие, мягкие материалы, позволяя самоорганизующимся качествам проявиться через конкретных материальных посредников.
Интерактивная аудиовизуальная инсталляция «Пещера» Терезы Шуберт — новая работа, созданная совместно с фондом Laboratoria Art&Science и «Лабораторией Касперского». В пространстве, наполненном перекрывающими друг друга изображениями 3D-сканов леса
и компьютерных серверов, находится биореактор, с которым зрители могут взаимодействовать посредством света. Датчики считывают сигналы от живущих в биореакторе водорослей, которые реагируют на свет, и каждое движение трансформирует аудиовизуальный поток. Цифровое
и природное сливается все больше и больше, а человек оставляет свой след в виде шумов и помех в системе.

Илья Федотов-Федоров исследует отношения между человеком и природой, наукой и ритуалом. Центральный элемент инсталляции Exo-ark — слепок со шкуры лошади, который в результате неправильно проведенной таксидермии начал принимать исходную форму тела. Художник увеличил слепок до реальных размеров животного, сделав его памятником лошади и проявив возможности создания этой памяти без манипуляций над живым существом. Обращаясь к теме таксидермии и исследуя возможности 3D-сканирования в своем видео, художник прослеживает истончение грани между реальным животным и его цифровым присутствием.
В серии Printed Matter(s) Томас Сарасено собрал из воздуха Мумбаи мелкодисперсные частицы черного углерода размером до 2,5 микрон и использовал их для создания изображений частиц космической пыли из каталога NASA. Подобно проблеме загрязнения воздуха, проблема космической пыли касается каждого человека на нашей планете, но в совершенно разных временных масштабах. Отравляющее атмосферу вещество становится для художника средством общения с аудиторией, напоминая нам об агентности воздуха даже перед лицом его потенциального уничтожения.

Биохимическая инсталляция Poem Томаса Фойерштайна захватывает первобытный «первичный бульон» из воздуха, выдыхаемого посетителями выставки, и перегоняет его в пригодный для питья алкоголь. Отсылая к эксперименту 1950-х годов по воссозданию первых форм жизни, Фойерштайн показывает, что границы человеческого тела размыты и сливаются с окружающим пространством.
Проект Cloud Studies* исследовательского объединения Forensic Architecture посвящен теме токсичных облаков, колонизирующих наш воздух. Альманах объединяет исследования восьми конкретных случаев распыления и воздействия отравляющих газов в разных географических
точках, посредством которых различные государства потенциально способны создавать непригодные для жизни атмосферы и занимать воздушное пространство. Исследование и анализ проведены с помощью искусственного интеллекта и ряда методологий, включая гидродинамику и 3D-моделирование.

время

ноябрь 18 (четверг) 00:00 - февраль 27 (воскресенье) 00:00

27окт - 9янвокт 2700:00янв 9Выставка Юрия Норштейна и Франчески Ярбусовой «Снег на траве» в Еврейском музее и центре толерантности

о мероприятии

Еврейский музей и центр толерантности представляет выставку режиссера-аниматора Юрия Норштейна и художника Франчески Ярбусовой «Снег на траве». Проект приурочен к 80-летию Норштейна.

С самого начала своей художественной жизни Норштейн подходил к мультипликации как к мифотворчеству, изобретая анимированные вселенные на стыке живописи и литературы. Обитатели этих вселенных – герои «Ежика в тумане», «Сказки сказок», «Журавля и цапли» – собраны их создателями из реальности и вымысла, прошлого и будущего, детских воспоминаний и размышлений взрослого человека.

«Ёжик входит в лесок». 2005 год
Художник Франческа Ярбусова Иллюстрация к книге «Ёжик в тумане» Авторы книги Юрий Норштейн и Сергей Козлов

Выставка в Еврейском музее возьмет за основу метод работы Норштейна и Ярбусовой над многослойными персонажами и станет одновременно проводником и лабиринтом по биографии и творчеству двух художников. Основными экспонатами выставки выступят материалы студии Норштейна и масштабные мизансцены-инсталляции, созданные специально для этого проекта.

Первая часть выставки покажет несколько объёмных пространственных композиций, которые соединят фрагменты известных фильмов режиссера с документальными свидетельствами его прошлого. Одна из таких композиций посвящена родному двору художника – он вырос в московской Марьиной роще и перенес мельчайшие детали военного и послевоенного быта во многие свои работы, в том числе – в «Сказку сказок». Реальные точки на биографической карте Норштейна будут населять выдумки – герои его произведений.

Франческа Ярбусова. «Колыбельная». Смешанная техника. 1970-е годы. К эпизоду из фильма «Сказка сказок»

Вторая часть выставки построена вокруг рабочего процесса, большая часть которого всегда оставалась для поклонников Норштейна и Ярбусовой таинственным закулисьем. Посетители смогут исследовать материалы к главным фильмам художников – от эскизов и раскадровок до фаз рождения персонажа – а также увидят, как идет многолетняя работа над фильмом «Шинель».

Для выставки разработана программа для людей с разными формами инвалидности. Для слабовидящих и незрячих посетителей будет представлен специальный экскурсионный маршрут. Совместно с объединением глухих экскурсоводов «Жест в музее» Еврейский музей организует экскурсии на РЖЯ. Для посетителей с особенностями интеллектуального развития пройдут мастер-классы по мотивам выставки.

Об авторах

Юрий Норштейн — выдающийся советский и российский режиссер и художник-аниматор, почетный профессор ВГИКа, народный артист СССР. В качестве мультипликатора студии «Союзмультфильм» участвовал в создании таких мультфильмов, как «Каникулы Бонифация», «Чебурашка», «Варежка», «Левша», «Осторожно, щука!». В 1975 году вышел фильм, принесший режиссеру мировую славу — «Ежик в тумане».

Франческа Ярбусова — советский и российский художник-постановщик мультипликационных фильмов, лауреат Президентской премии. Жена Юрия Норштейна и художник всех его фильмов: «Лиса и заяц», «Ежик в тумане», «Журавль и цапля», «Сказка сказок», «Шинель», а также анимационных фильмов «Паровозик из Ромашково», «Как мужик двух генералов прокормил», «Сеча при Керженце» и других. Иллюстрировала книги «Путаница», «Дедушкин валенок», «Рассказы» Михаила Жванецкого и другие.

Фильмы Норштейна и Ярбусовой известны по всему миру и награждены российскими и международными премиями, среди которых Государственная премия СССР, а также гран-при кинофестивалей в США, Франции, Хорватии и других странах. В анимации Юрий Норштейн и Франческа Ярбусова стали авторами нового языка, соединившего историю мирового искусства и остроту детских воспоминаний, классическую литературу и красоту повседневности. После появления фильма «Сказка сказок» стало понятно, что анимация способна говорить на любые темы и не подчиняется иерархии, в которой было принято помещать ее за кинематографом.

время

октябрь 27 (среда) 00:00 - январь 9 (воскресенье) 00:00

адрес

Еврейский музей и центр толерантности

г. Москва, ул. Образцова, д. 11, стр. 1А

16сент - 16янвсент 1600:00янв 16В Музее русского импрессионизма откроется выставка-исследование «Другие берега. Русское искусство в Нью-Йорке. 1924»

о мероприятии

В сентябре в Музее русского импрессионизма откроется выставка-исследование «Другие берега. Русское искусство в Нью-Йорке. 1924» о крупнейшем в США показе русской живописи, скульптуры и графики сотни лучших авторов. Спустя почти сто лет посетители смогут увидеть более 70 знаковых работ из музейных коллекций и частных собраний России и мира, в том числе из Галереи Альбертина в Вене.

В 1924 году на Выставке русского искусства в Нью-Йорке было представлено более 1000 работ. Эта экспозиция является уникальным срезом русского искусства первой четверти XX века — выставка предполагала продажу произведений, поэтому ее участники отправляли за океан свои лучшие творения.

Со временем работы были рассеяны по разным странам. Музей разыскал многие из них в коллекциях США, Канады, Великобритании, Швейцарии, Испании, Франции, Германии, Австрии, Армении, Таджикистана и других стран. На территории России картины оказались разбросаны от Хабаровска до Ростова-на-Дону.

Это большое, почти детективное исследование обещает стать одним из самых масштабных проектов музея. Поиск работ занял у кураторов больше года. Искусствоведам удалось установить судьбу нескольких сотен произведений, некоторые из них заново открыты для зрителей. В экспозицию войдут работы Льва Бакста, Игоря Грабаря, Бориса Григорьева, Михаила Ларионова, Ильи Машкова, Петра Кончаловского, Бориса Кустодиева, Зинаиды Серебряковой и других художников из собраний Государственной Третьяковской галереи, Государственного Русского музея, Государственного Эрмитажа, коллекций Виктора Шкулёва, Анатолия и Майи Беккерман, Романа Бабичева и других.
Кончаловский Пётр. Цветы на скатерти. 1919. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург

Выставка русского искусства состоялась в 1924 году на одной из самых престижных выставочных площадок Нью-Йорка — в Большом Центральном дворце в центре Манхэттена, после чего посетила ещё двадцать городов США и Канады. Содействие в ее организации оказали многие видные американские деятели и представители бизнеса, а в попечительский совет вошел издатель Уильям Хёрст. За время нью-йоркской экспозиции было продано более 90 работ на сумму более 50 000 долларов. Среди покупателей были дизайнер Луис Комфорт Тиффани, бизнесмен Чарльз Крейн, Фёдор Шаляпин и Сергей Рахманинов.

Подтвердить участие того или иного полотна в американской выставке помогли сотни архивных документов, каталогов аукционных торгов, консультации с музейными хранителями, а также переговоры с коллекционерами и сотрудниками аукционных домов. Среди таких открытий «Старый балет» Константина Сомова из частного собрания, обнаруженный на одном из американских аукционов. Изучение этикеток на оборотах картин и каталожных номеров позволило подтвердить участие в выставке работ «Августовский вечер» Константина Юона, «Чайки» Аркадия Рылова, «После Куликовской битвы» Валентина Серова и еще ряда произведений.
Белкин Вениамин. Фрукты на синем. 1910-е. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург

Значительную роль в подготовке проекта «Другие берега…» сыграли также газеты и журналы двадцатых годов прошлого века. Порой именно рецензии и отзывы в прессе помогали искусствоведам атрибутировать произведение. Так было, например, с картинами «Жёлтое лицо» Кузьмы Петрова-Водкина и «Вечер на Чёрном море» Григория Бобровского.

В Музее русского импрессионизма будут представлены две работы из собрания Галереи Альбертина в Вене: «Офицерский парикмахер» Михаила Ларионова и «Виолончель» Василия Шухаева. Их приезд в Россию стал возможен благодаря специальному партнеру выставки — фармацевтической компании ГЕРОФАРМ, которая в год своего двадцатилетия поддерживает серию мероприятий для повышения доступности искусства.

К выставке готовится фундаментальное издание с информацией о более чем 200 произведениях с американской экспозиции, значительную часть которых пока невозможно привезти в Россию. Опубликованные результаты проведенного музеем исследования будут дополнены архивными фотографиями и аналитическими материалами. Одну из статей подготовил искусствовед, профессор Университета Южной Калифорнии Джон Э. Боулт. Финансирование каталога взяли на себя Алексей и Екатерина Толоконниковы.
Виноградов Сергей. Портрет жены художника в интерьере. 1919. Частное собрание, Москва

Продолжит тему исследования выставочный проект «Гипотезы». На третьем этаже музея расположатся работы Виктора и Аполлинария Васнецовых, Станислава Жуковского, Бориса Кустодиева и других художников, участие которых в заокеанской эпопее по-прежнему остается под вопросом. Посетители смогут узнать о судьбах картин и изучить аргументы за и против их демонстрации на выставке в США.

Обе экспозиции позволят представить, как могла выглядеть выставка в Нью-Йорке в 1924 году. Помимо живописных полотен гости музея увидят графические работы, предметы декоративно-прикладного искусства, книжные иллюстрации и архивные фотографии. Выставки будут сопровождаться обширной просветительской программой для детей и взрослых, а также инклюзивными мероприятиями.

Куратор выставки — Ольга Юркина, специалист выставочного отдела Музея русского импрессионизма. В рабочую группу также вошли директор музея Юлия Петрова, главный хранитель Наталья Свиридова, сотрудники выставочного отдела Дарья Урядова, Елена Ахмерова и Анна Скляревская.

время

сентябрь 16 (четверг) 00:00 - январь 16 (воскресенье) 00:00

адрес

Музей русского импрессионизма

Москва, Ленинградский проспект, д. 15, стр. 11