Пять принципов уличной фотографии от Залмана Шкляра

Начинающий уличный фотограф, прежде всего, должен….  Я задумался, когда начал сочинять этот текст. А должен ли что-то уличный фотограф? Есть ли у него какие-то обязательства вообще? На мой взгляд, фотограф, который ходит по улицам и мечтает создать шедевр, несомненно, будет задумываться – для чего он все это делает? И зачастую я встречаю таких фотографов, который уже снимают не первый год улицу и не понимают – кому это все нужно. Это одна из самых больших проблем, которую необходимо решать сразу, после того, как фотограф хочет погрузить в мир стрит-съемки. Поэтому я бы рекомендовал в первую очередь определиться таким людям с целями и задачами, а потом приступать….  Назовем – это первым «приемом», принципом.

Во-вторых, уличная фотография, как и любая другая, имеет свои законы съемки. Фактически уличный фотограф – это универсальный солдат. Он должен обладать умением снимать профессионально в разных направлениях. От портретной съемки до fashion. Стрит-фотограф, как минимум,  может показать всю красоту художественных приемов, раскрыть образ.

Например, фигура женщины на улице будет более эффектно смотреться, если стрит-фотографом будет выбрана низкая точка съемки. Это известный прием фешен-фотографов, которые снимают модели на пленэре. Кроме того, необходимо замечать постановку ног и рук фигуры человека.  Фигура в кадре должна иметь эстетические формы, это придает кадру более гармоничный вид. И как следствие, фотография будет иметь шанс получить большее внимание со стороны зрителя.

В уличной съемке даже макро-съемка, по моему мнению,  может быть полезна для настоящего стритера. Эффекты разноплановости, соотношения больших, приближенных объектов, и маленьких, дальних объектов, всегда придают кадру объем. Например, можно снимать человека сквозь хрусталь максимально приближенного бокала в каком-нибудь открытом кафе на улице или, к примеру, через отражение лезвия ножа.

Почему это необходимо? Потому что иначе фотограф будет снимать штампами и ему будет очень тяжело выйти из них.  Фотограф, которые не старается видеть обширно, разнопланово, который не учитывает детали предметов, будет очень скучным.

В-третьих, умение стрит-фотограф смотреть на улицу, как на проект – это повысит его профессиональную  ступень. Безусловно, можно снимать одиночные кадры и показывать их зрителю. Но зритель их, как правило, со временем забывает. Зрителю интересны проекты, а не сиюминутное удовольствие от просмотренного кадра.  На самом деле, здесь надо оговориться, что многие одиночные кадры можно потом объединить в единый концепт. Поэтому одиночные кадры снимать тоже можно и надо! Но, изначально нужно думать проектами.

В-четвертых.…  И вот здесь я скажу слово «обязан». Уличный фотограф обязан искать свой неповторимый стиль съемки. Самая большая проблема сейчас в мировом сообществе (и в России тоже) уличных фотографов заключается в том, что все начинают подражать современным кумирам уличной фотографии. Их имена всем известны. Более того, я наблюдаю тенденцию, что эти фотографы не будут воспринимать любое другое выражение стрита, если оно не будет соответствовать стилю его кумира.  Откровенно говоря – эти фотографы очень ограниченны, они могут думать только штампами и то, придуманными даже не ими. Не надо забывать, их кумиры – это профессиональные менеджеры, которые умеют себя продавать. И «покупатель» садиться на этот крючок и слезть с него не может.  Как искать свой стиль съемки – однозначного рецепта нет. На мой взгляд, тут могут быть два варианта. Первый — начинающий фотограф старается видеть мир с чистого листа. Можно привести в пример маленького ребенка, чьи взгляды на мир не «испорчены» внешним влиянием. Второй путь – это пройти все известные стили в уличной фотографии и не только уличной, выбрать какой-то один и его развить, добавив что-то новое, свое индивидуальное. А вот что станет индивидуальным выражением — зависеть будет от личностного развития фотографа.

В-пятых, я рекомендую читать очень много литературы по фотоискусству. Фотография, а особенно уличная, имеет право на «дыхание». И это «дыхание» может дать только культура человека, его образованность.  Надо изучать теорию изобразительного искусства в целом и фотографического в частности.  Чтобы уметь работать с цветом на улице — надо иметь не только «хороший» глаз, но и, как минимум, пройти  воспитание живописью.  Достаточно посмотреть, хотя бы,  на работы Saul Leiter и Георгия Пинхасова, чтобы это понять.

Надо понимать, что любой удачный кадр – это «бриллиант», который подарен фотографу.  Окружающий мир огромен, но в нем спрятаны эти «бриллианты». Человек должен всматриваться в этот мир, пристально, проникновенно. Тогда, может быть, он его откроет.
С творчеством Залмана Шкляра вы можете ознакомиться подробнее на его странице https://www.facebook.com/zalmanshklyar

Поделиться
No Comments

Post A Comment