Анастасия Кузнецова-Руф получила классическое художественное образование, которое она использует на 100%, как инструмент для виртуозного решения современных идей. Произведения Кузнецовой-Руф насыщены обилием аллегорий, в них встречаешься с интересными изломами смысла, и понимаешь, что для автора очень важна метафоричность. Ее картины – это шкатулка с секретом. Они многослойны, и за первым, бросающимся в глаза, сюжетом, всегда следует еще, ещё и еще один. Картины Анастасии Кузнецовой-Руф знакомы многим ценителям искусства в России, Европе и Азии. Уже более 20 лет она участвует в российских и зарубежных выставках, биеннале современного искусства, аукционах и арт-ярмарках. Входит в список Лучших современных художников России (ARTEEX), а ее работы находятся в частных коллекциях России, Австрии, Швеции, Бельгии, Германии, Ирландии, Израиля, Франции, Италии и Государственного музея Пекина в Китае.
Мы встретились с Анастасией, чтобы задать вопросы о ее творчестве и взгляды на современный арт-рынок.
Above Art:
2020 год был тяжелым, но необычным; трудно сравнить его с каким-то другим годом. Безусловно, он повлиял на каждого из нас, а как этот период повлиял на вас и, по вашему мнению, на арт-рынок и на художников в целом?
Анастасия Кузнецова-Руф
Мне кажется, что этот год 2020 и бОльшая его часть (самая запоминающаяся), которая была проведена в изоляции — это время остановки и паузы для большинства предприятий и институций, но не для художников. По сути, для художника, который работает в мастерской, ничего не изменилось вообще. Я только ощутила счастливую свободу от необходимости вести активную социальную жизнь, которая безумно отвлекает, когда находишься один на один с холстом. Звонки, письма, встречи, выставки и большие международные проекты — это все замерло, как и у всех. Но благодаря этой тишине я смогла создать 21 работу за 2020 год: подготовила большую персональную выставку и приняла участие в 11 аукционах. Работы на аукционные торги уходили прямо с мольберта, я даже попрощаться не успевала J Для жизни до пандемии — это невероятное количество аукционных продаж за год. Поэтому, я склонна полагать, что в целом арт-рынок Москвы не то что не умер, а наоборот, кардинально изменился и освоил формат онлайн-платформ с большим успехом.
Above Art:
Мы видим, что в настоящее время все меньше внимания уделяется именно технике исполнения работы, а больше приветствуется оригинальность, как вы считаете, что приводит художника сегодня к успеху и популярности? Должен ли он уметь хорошо технически рисовать или это больше не важно?
Анастасия Кузнецова-Руф
Я не думаю, что техника исполнения сегодня играет основную роль в произведении. Техникой сегодня не удивить — мы уже смотрим фильмы в 4D-формате и даже это еще не предел невероятных возможностей современной визуализации. А в картинах наличие виртуозного владения рисунком или живописными приемами, так и вообще отошли на второй план. На первом месте, безусловно, идея. Именно она сегодня важнее исполнения. А уж если автор может побаловать искушенный глаз зрителя еще и сильным техническим решением — то это, скорее, редкость и подарок зрителям, а точнее, небольшому кругу профессионалов. Для меня этот тандем — смысловая глубина работы и ее мастерское, профессиональное воплощение — необходимый критерий для восторга от художника и изобразительного искусства в целом. Редкое удовольствие на современных выставках: сначала прочитать работу издалека, и потом, подойдя к ней вплотную — понять, что тебя не обманули. Что вблизи картина также прекрасна, тонко исполнена. Это ощущение ни с чем не сравнить. В такие произведения я влюбляюсь и потом именно они вдохновляют меня на работу, задают планку. Это вряд ли про успех и популярность. Это, скорее про неразменный уровень вкуса и исполнительского мастерства Художника.
Above Art:
Как вам кажется, что делает ваши работы такими востребованными и популярными?
Анастасия Кузнецова-Руф
То есть ответить, знаю ли я, что я молодец с востребованными работами? Ну знаю, конечно. Это иногда очень приятно. Но если постоянно себе это напоминать, то деградация неминуема, а это очень скучная история.
Для меня основное условие для занятия искусством — это искренность. Если я ее не чувствую у себя или у других художников — для меня нет и искусства. Поэтому все истории, которые я рассказываю на своих холстах — предельно честные, т.к. я каждую из них пережила, обдумала и, взвесив все, решила, что это важно и достойно того, чтобы поделиться со зрителем. Но я не наделена талантом продавца. Более того, мне панически страшно перед созданием работы задуматься про ее дальнейший успех у зрителя, популярность или реализацию с так называемым «портретом потенциального покупателя». Если мне приходит мысль в голову «а кто купит мою картину» — я чаще всего вообще прекращаю работу над ней. Значит, она настолько слаба идеей, что я пытаюсь сама оправдать это «ну, хотя бы ее смогут купить потом, как предмет — мне будет не так жалко». А это конец для искусства, когда создаёшь произведение и думаешь о выгоде. У меня так ничего не получается… Конечно, я не Святым Духом питаюсь, я нормальный современный человек, которому нужно получать деньги за свою работу, но важно не думать об этом в момент создания картины.
Above Art:
Какие вы видите тренды в современном искусстве и как вы к ним относитесь ?
Анастасия Кузнецова-Руф
Тренд — это необходимые поручни для моды и бизнеса, как просчитанная выгода от использования того, что зацепит покупателя. Это идеальное умение для продавца или менеджера. Художников, которые умеют сами создавать тренды и продвигать себя же на рынке — единицы. Это какой-то особенный двойной талант, которым я не обладаю. Поэтому до сих пор не умирает такая профессия, как галерист или арт-менеджер. За нее приходится платить, и не мало, но зато я могу не прогибаться под тренды или моду, даже не думая о них. Мало того, что следование трендам в искусстве всегда вторично, так есть и большая вероятность скатиться в пошлость…
Above Art:
Расскажите, пожалуйста, побольше о том, что такое вирированная живопись. Как вы пришли к этой технике?
Анастасия Кузнецова-Руф
Вирированная живопись, это термин, который мне подарил мой друг, кинематографист и писатель Игорь Черницкий. Это название из кино, оно обозначает черно-белую пленку, которая дополнительно тонирована коричневатым цветом типа сепии. Это очень похоже на колористику моих работ, поэтому термин прижился. Я использую только один цвет белил или два цвета — еще именно такой коричневатый тон. Основной мой материал — угольный карандаш, поэтому мои холсты нарисованы, а не написаны, т.к. «писать» — это о красках, которых у меня и нет практически. Но возможности этих, казалось бы, таких скупых изобразительных средств, мне кажутся огромными.
Above Art:
Что обычно вдохновляет вас на творчество? Нужен ли вам какой-то триггер или вдохновение приходит само собой?
Анастасия Кузнецова-Руф
Вдохновляет красота, смена окружающего пространства, путешествия, интересные люди, в общем — совершенно непонятно, что именно, главное, потом побыть наедине с собой и послушать, как там внутри это все перерастает в новые визуальные идеи. Это как священный огонь в Иерусалиме. Каждый раз есть вероятность, что он не сойдет, ужас такой. Но он по-прежнему появляется и, значит, еще год точно можно жить с этим огнем в сердце.
Above Art:
Кто из художников повлиял на ваше творчество и, кого из современных авторов вы любите ?
Анастасия Кузнецова-Руф
На меня больше всего повлиял мой дед — московский художник Леонид Трофимович Кузнецов. Великолепный график, анималист, иллюстратор огромного количества детских книг. Наверное, никто не смог не то что заменить мне его, как профессиональный ориентир, но и сравняться в качестве и мастерстве исполнения. Я до сих пор мысленно советуюсь с ним, хотя сама уже признанный художник. Вектор, который он задал мне, все еще не достигнут. Но я помню про это и не останавливаюсь. Из современных авторов — есть несколько художников, от которых замирает дыхание, и я получаю истинное наслаждение от их работ. Но называть не буду, потому что профессиональная этика не позволяет. А из классиков — Кете Кольвиц, Энрю Уайет, Ганс Мемлинг. Очень высоко ценю работы Бэнкси. Это редкий пример художника с сильной метафорической подачей простых, почти знаковых изображений и наипростейшей техникой, безошибочно выстреливающие в сердце.
Above Art:
Важно ли для вас общественное признание? Стремились ли вы к нему изначально или через искусство только выражали свои чувства, а успех пришел сам собой?
Анастасия Кузнецова-Руф
Признание важно настолько, чтобы понимать, что волнующие меня темы — не просто пыль под моей кроватью, но и резонируют с чувствами зрителей. Это приятно, что моя точка зрения рифмуется с переживаниями или радостями других людей. Острее всего это можно почувствовать на открытии выставки, когда эта энергия живая, а не онлайн. Изначально я к этому не стремилась никогда — я воспринимаю признание, как бонус к тому счастью творчества, которое и так всегда со мной.
Above Art:
Вы собираетесь открыть свою художественную школу. Можете рассказать об этом подробнее?
Анастасия Кузнецова-Руф
В начале лета этого года мы с моим мужем, художником Иваном Коршуновым открываем в центре Москвы небольшую школу-студию для взрослых и детей. Это решение довольно долго зрело, нас к нему подталкивали наши друзья и зрители, которые давно просили дать такую возможность для всех, кому необходимо повысить уровень техники, мастерства, знаний или вообще начать с нуля. В этом году все сошлось и мы решились. Обязательно будут группы для маленьких, но основная наша задача — восполнить пробелы, отсутствующие паззлы в рисунке, живописи и композиции у взрослых людей. Которым некогда или просто неловко заниматься в своей уже состоявшейся жизни искусством снова, т.к. эти «пробелы» очень мешают в преодолении своих страхов перед чистым холстом или бумагой. Мы понимаем, в чем тут сложность и еще — для чего это необходимо. Для этого у нас идеальный союз: я — художник станковый график и Иван художник живописец-монументалист, еще и с серьезной искусствоведческой базой — Иван кандидат искусствоведения.
Above Art:
С чего или с кого бы вы порекомендовали начать знакомство с совриском?
Анастасия Кузнецова-Руф
Знакомство с современным искусством я бы посоветовала начать с лекций Дмитрия Гутова. Он великолепно рассказывает об истории возникновения и объясняет, что это за феномен такой. Мне очень повезло, что я лично знакома и дружу с теми, кто, на мой взгляд, представляет основу современного искусства с его лучшей стороны. Так совпало, что у всех этих художников серьезное академическое образование, которое они органично интегрировали в пространстве современного искусства. Да, такое возможно и отлично уживается на одном поле.
Above Art:
Какие у вас дальнейшие планы; каких новых проектов нам стоит от вас ждать?
Анастасия Кузнецова-Руф
На данный момент у меня открыта выставка, которая является отчетом за последние 2,5 лет размышлений в мастерской с углем в руке. Это означает, что теперь некоторое время я буду созревать для нового проекта. «Так никто не делает» — сыграно по-честному и с большой отдачей энергии. Судя по письмам и отзывам, которые я получаю каждый день — это заметно. И очень приятно, конечно. Новые идеи пока складываются в большую папку у меня на столе, но во что они превратятся — для меня пока тоже загадка.
No Comments