Как выбрать лучшую арт-резиденцию 

Арт-резиденции призваны обеспечить идеальную среду для художника, в которой он может полностью посвятить себя созданию новых работ и саморазвитию. Резиденции могут предоставить художникам прекрасные рабочие пространства, независимый взгляд со стороны кураторов, новые каналы продаж работ и финансовую поддержку.

В настоящее время только в США существует более 100 арт-резиденций, которые имеют различные условия работы с художниками, а также свои преимущества и недостатки.

Художники Артем Миролевич и Лиза Штормит поделились с редакцией Above Art и Фондом поддержки современного искусства Винзавод своим личным опытом  участия в арт-резиденциях, а арт-куратор Андрей Паршиков рассказал, на что следует обратить художникам при их выборе.

 

 

Артём Миролевич (Artem Mirolevich) — один из немногих российских авторов, работы которого имеют коммерческий успех в США и который пытается пропагандировать российское искусство за рубежом, делая его более узнаваемых и значимым. На счету Артёма более 100 выставок во всем мире, включая такие значимые события в области искусства, как The Armory Show и Art Basel Miami.

«За свою творческую карьеру мне посчастливилось побывать в арт- резиденциях, которые были расположены в разных частях мира, включая резиденции Европы, США, Японии и России.

Из личного опыта могу сказать, что каждая из резиденций по-своему уникальна и индивидуальна, должна выбираться исходя из того, что для художника в приоритете: в одних резиденциях можно найти уединение и возможность полностью посвятить себя творчеству, не отвлекаясь на внешний мир, в других резиденциях – наоборот вы будете взаимодействовать с другими художниками и находится под чутким надзором кураторов.

Например, сейчас я нахожусь в резиденции в США (American Landmark Artistin Residency), ее особенность в том, что вам предоставляют для проживания квартиру на 6-7 месяцев и студию для работы. Резиденция находится в доме премиум –класса, в котором на первом этаже расположена студия художника с окнами, проходя мимо которой жители видят, как работает художник и что он создает. При этом, жители всегда могут заглянуть в студию и пообщаться с автором.

В качестве платы за проживание я провожу мастер-классы для жителей дома раз в неделю, при этом я могу пригласить и иных людей.

Пожалуй, одной из самых интересных резиденций в моей жизни был резиденция во ФранцииSoleildeL’estArtResidency, расположенная в очень живописном месте, что сразу настраивает на творческие мысли. Особенность данной резиденции состоит в том, что она предназначена в первую очередь для выходцев из стран СНГ и восточной Европы. Сама резиденция основана румыном, который живет уже более 20 лет во Франции и прикладывает огромные усилия для развития славянского искусства в Европе.

В резиденции проживает одновременно несколько человек, при этом резиденция обеспечивает всем необходимым, включая материалы и питание.

По окончанию участия в резиденции выпускается большой каталог и проводиться общая выставка. В качестве оплаты резиденция забирает себе несколько работ, при этом иных расходов участник не несет.

Еще одной резиденцией, которую я посетил была Espronceda, расположенная в Барселоне.

Особенность резиденции состоит в том, что в ней рекомендуется создавать работы, посвященные Барселоне, а также активно коллаборации с другими художниками, которые проживают в резиденции с тобой. Поэтому тут очень важны коммуникативные навыки.  По итогам проживания в резиденции мы совместно с еще двумя художниками создали работу, которая была очень высоко оценена критиками.

Большой плюс данной резиденции состоит в том, что в ней часто проходят выставки, на которые приезжают любители и коллекционеры искусства из Европы, кроме того в резиденцию очень часто приезжают арт-кураторы, которые могут высказать независимое мнение о творчестве. 

Резиденция оплачивает расходы на материалы. По итогам забирает одну работу, созданную во время проживания, а также часть прибыли с проданных работ на выставке.

Если говорить в целом об участии в арт-резиденциях, я бы однозначно рекомендовал каждому художнику хотя бы один раз побывать в них. Как я сказал ранее — каждая резиденция уникальная и у нее есть своя душа. Во многом все зависит даже не от места, а от того, кто является ее создателем и сколько времени ей уделяется. Резиденции точно позволят расширить кругозор и выйти за пределы «зоны комфорта». Резиденции не обучают и не навязывают вам свои взгляды, в большинстве из них ты волен создавать все что ты хочешь, при этом ты будешь иметь уникальную возможность познакомиться с новыми людьми и перенять опыт других художников. Очень важно, чтобы в резиденции были кураторы, которые смогли бы дать обратную связь и критику, что поможет вам стать лучше.

Резиденции — это возможность окунуться в новую культуру и поработать в хорошей студии – что не маловажно для художника.

Молодым артистам я бы рекомендовал дополнительно обратить внимание на различные международные конкурсы.

Например, я принимал участие в конкурсе «ЛОМ», который проводиться в Екатеринбурге. Участники конкурса создают арт-объекты из металлолома, который предоставляется организатором (владельцем предприятия).  Участники приезжают на огромную свалку, заваленную ломом, из которого можно выбрать любые детали. Рабочие предприятия помогают сварить и обработать детали, организаторы бесплатно предоставляют проживание на время конкурса, а также денежные призы.  Скульптуры, созданные участниками, выставляются в парке на День города.

Многие развивающиеся страны стремятся привлечь художников и организовывают очень хорошие мероприятия. Например, в Астане ежегодно проходит выставка для художников, которую организует Министерство культуры Казахстана. Отбор осуществляет на основании поданных заявок. Могу сказать, что по организации – это одно из лучших событий в которых я принимал участие. Участников обеспечивают буквально всем необходимым, и ты действительно чувствуешь, что им важно твое присутствие. По итогам выставки национальный музей Астаны покупает лучшие работы.

Хотел бы обязательно порекомендовать каждому – уделите время выбору резиденции, почитайте отзывы и информацию. Не обязательно, что в «раскрученной» резиденции будет лучше, чем в той, которая недавно вышла на рынок и пытается сделать все для того, чтобы в ней были успешные художники.

 



Лиза Штормит
работает в стиле, который сама художница  обозначает как “придурковатый реализм”. Работы Лизы Штормит находятся в частных коллекциях России. Лиза также является куратором и организатором фестивалей, арт-проектов и выставок. Имеет опыт работы в кинопроектах как художник-постановщик. Елизавета была участником второго сезона Открытых Студий Винзавода и сейчас находится в резиденции ACME, как победитель конкурса. 

Резиденция проходит про информационной помощи Винзавода и финансовой Фонда МОСТ. Moct_art_foundation.

В настоящий момент я нахожусь в арт-резиденции ACME в Лондоне, при этом в самом Лондоне несколько зданий резиденции АСМЕ. Я работаю в здании бывшей пожарной части. Это красивый красно-кирпичный дом, в котором всего проживает порядка 10 художников. Резиденция условно разделена на две части. В одной живут художники, участвующие в краткосрочной программе (3-6 месяцев). В другой части — те, кто получил место в резиденции на 3-5 лет. Резиденция постоянно делает конкурсы и набирает авторов в разные здания.


Как здесь все устроено. Вы попадаете в резиденцию, набрав код на двери или при помощи ключа. Дверей несколько (очень хорошая система безопасности). Когда ты попадешь на свой этаж (можно прогуляться по лестнице или воспользоваться лифтом), то ты оказываешься на внешних балконах. Это необычная планировка — наследие пожарной части. Где раньше был лифт, как я понимаю, пожарные съезжали по пилону вниз на вызов. У здания есть милый внутренний двор с огромными воротами для пожарных машин. Все оснащено по-полной: прачечная, сушилка, стойка для велосипедов, раздельный мусор, пространство для посылок и почты, парковка, отдельная рабочая студия, архив итд. В общем, рай!

У каждого художника своя отдельная квартира: полностью оборудованная кухня, рабочая зона, комфортная зона отдыха и, конечно, ванная. Я запросила у резиденции перед приездом некоторые необходимые для меня элементы мебели для работы, и они подготовили их.

Я приехала из Франции, где учусь, и мне нужно было провести 2 недели на карантине. Сотрудники резиденции помогали мне с доставкой еды, так как я не могла покидать свою квартиру. Две недели пролетели незаметно, поскольку студия большая, светлая и просторная, с хорошим отоплением, ярким светом для работы в вечернее время.

Если говорить о выборе резиденции — для меня степень «известности» не имеет значения. По международным стандартам я еще нахожусь в статусе молодого автора и активно пользуюсь этим положением. Несмотря на мою практику в искусстве более 26 лет и огромный опыт работы (от работы в кино, застройки фестивалей, производства мультфильмов, организации выставок, работы куратором в государственном музее и т.д.), я считаю, что наша профессия не может быть без постоянного развития. 

Важным для меня, является постоянный поиск себя. Я в последние годы, если не брать Винзавод (проект “Открытые студии”), ярмарку Blazar и несколько выставок, не очень много выставлялась и уехала учиться в Париж, для того чтобы понять, что же я все таки хочу делать. Я учусь на исследовательской программе по изучению невидимого искусства (на русском звучит странно «invisible art»). И этот год дал мне многое и многому научил: я открыла для себя возможность практиковать институциональность и активно ее применяю, открыв свою первую онлайн Аудио-школу по искусству, с поддержкой моих французских коллег. И также я поняла, что не могу отказаться совсем «от ручного труда» и сейчас в резиденции продолжила работать с объектами и получаю колоссальное удовольствие.

В АСМЕ я поехала, так как я никогда не была в Англии, мне хотелось сделать проект и изучить Лондон (он же окутан легендами и мифами), мне понравился статус и ценности арт-резиденции, хотелось открыть новую культуру. И это же азарт! Когда отправляешь заявки и ждешь ответа или забываешь, а потом получаешь письмо с поздравлениями, что ты прошел в программу. Победу помогают идти дальше. Это как такой «моральный бонус» для мотивации.

Если говорить о самой резиденции,  то в резиденции нет куратора. Никто тебе не говорит, что делать. Мне очень нравится такой европейский подход, когда тебе предоставляют полную свободу выбора. Никто не говорит: “Вы же обещали сделать это, давайте-ка делайте”. Все прекрасно понимают, что какая бы у тебя заявка не была — это живой процесс. Я благодарна, что дирекция резиденции (Пол и Чарли) всячески помогают мне и дают еще идеи. Это легкое и приятное общение, в котором ты чувствуешь абсолютное уважение к твоему профессиональному выбору. Я думаю, что резиденция будет помогать с продвижением, когда будут какие-то результаты. Сейчас продвигать сырой проект не совсем верно, хотя скажу по секрету, резиденция помогает мне взаимодействовать с площадками, на которых я бы хотела показать проект. 

Резиденция готова помогать в любых вопросах: начиная от бытовых и житейских, заканчивая концептуальными рекомендациями ссылками на места, авторов или события.

Что касается условий, ты презентуешь проект в студии. В своем рабочем пространстве. В АСМЕ было 8 открытых студий, но из-за пандемии все меняется, и мы хотим сделать презентацию проекта не только интересным, но и безопасным.

Мой совет тем, кто хочет куда-то подаваться на «резидентов» — напишите сначала проект, подготовьтесь. Это может занять не один месяц. И конечно подготовьте мотивационное письмо. Это будет полезной практикой познания себя и раскрытия своих скрытых потребностей и желаний. Настоящих, именно ваших ценностей. Так как я говорю своим студентам, что «ложь всегда чувствуется, даже через экран».

За свою жизнь я два раза была участником парижской резиденции Cite Internationale des arts (Париж). Резиденция находится в самом сердце Парижа, недалеко от Нотер-Дама и Площади Бастилии. Там я теперь и живу, так как влюбилась в этот район! Я два раза провела в Cite по 3 месяца. Каждый раз я была участником большого фестиваля LES TRAVERSÉES DU MARAIS 2020 À PARIS, в который попадала в число участников также по внутреннему опенколу резиденции. Это был классный опыт посещения музеев, прогулок, открытия другой культуры, поедания багетов и общения со зрителями, тк в студию к тебе приходят посетители и ты рассказываешь о своем проекте. На моей выставке зрители «нюхали» города, делились своими впечатлениями и даже спорили, записывали свои воспоминания для меня.
Первый раз я поехала в 2017 году. После этого я поняла, что Париж мой город. Мне там невероятно спокойно и уютно. В 2019 я была второй раз в резиденции, поступила в исследовательскую школу и переехала. Я планирую и продолжаю смотреть предложения от арт-резиденций и хочу еще поехать в Мексику, Австралию и на какие-нибудь острова.

Также я училась в Зальцбурге и на международных лидерских программах в Европе и Израиле. Нужно расширять кругозор и постоянно куда-то ездить. Не смотря на то, что мы многое видели в интернете или знаем из книг, твои живые впечатления и ощущения ничто не заменит. И впечатлить может порой не энциклопедическая достопримечательность, а банальный свет в городе, запах или тембр голосов местных.

Я думаю, что практика арт-резиденций в России в последние годы становится более популярной. Есть несколько очень крутых резиденций, за резидентами которых я слежу. И очень радуюсь, когда туда попадают мои коллеги или сокурсники, работы которых я ценю.

Арт-резиденция – это актуальная практика для всего мира, не только для России. Это возможность работать (обычно) в большей студии, чем у тебя есть или вообще нет студии, это возможность впитать новые впечатления и получить новую информацию. В конце концов это приключение!

Я бы поехала и в российскую арт-резиденцию, с удовольствием .Пока не подавала заявок никуда особо. У нас красивая страна и богатая культура. В данный момент я выбрала для себя роль посла. Я такой амбассадор, посол русской культуры в Европе. Я считаю это важной миссией, показать хорошие результаты. Никто, конечно, не говорил мне вручая медаль: “Лиза, теперь ты представляешь Россию, не подкачай”. Но естественно это ощущение есть. Я очень радуюсь, когда нравятся мои работы иностранному зрителю. Именно потому, что я  всегда добавляю, что я живу во Франции, но я русская. Я из Москвы, все, что вы видите, я впитала у себя на родине и это ценно и важно. Какие бы новые опыты ты не получал, главной средой, повлиявшей на тебя, будут твои корни и окружение. А окружение у меня в Москве было и есть самое классное. А корни вообще самые лучшие!

 

 

Андрей Паршиков Куратор, историк искусства, тьютор «Открытых студий» Винзавода, куратор Фонда V-A-C, педагог Института современного искусства Иосифа Бакштейна

Прежде всего хотел бы отметить, что цель создания арт-резиденций — это не помощь художникам, а, прежде всего, продвижение локального контекста и работа с ним художественными средствами. Я придерживаюсь мнения, что современное искусство — это лаборатория дилетантов, и именно художники как никто другой могут выявить и раскрыть определенные проблемы. Поэтому их зовут в резиденции. Для художника же — это возможность с этими самыми локальными контекстами познакомиться, ну и проявить себя перед коллегами. А еще, что немаловажно, это арендные каникулы для тех, кто снимает квартиру.

В настоящий момент только в США насчитывается более 100 арт- резиденций, поэтому выбор всегда есть. Из моих рекомендаций это будут HIAP в Хельсинках, IASPIS в Стокгольме, ISCP в Нью-Йорке и резиденция KulturKontakt в Вене. Они все очень разные и про разное. В некоторые из них берут не только художников, но и кураторов, где-то нужна степень, куда-то вы едете делать исследование, а куда-то — работу.

Для того, чтобы вас приняли в резиденцию, обычно, требуется написать хорошее мотивационное письмо и сделать офигенное портфолио. Этому учат. И эти документы будут за вас соревноваться.

При выборе резиденции обязательно обратите внимание на то, кто их художников ее заканчивал и, насколько вы будете правильно кандидатурой для них.

Правильный выбор резиденции может положительно повлиять на вашу будущее художника и опыт пребывания в них будет оценен в галереях, например, после резиденции IASPIS карьера точно пойдет вверх.

В настоящий момент в рамках обучающих программ Винзавода проводятся конкурсы, по итогам которых победители направляются в арт-резиденции в Европе. 

Сейчас у нас определился победитель проекта Digital Earth, которым стал Кирилл Закомолдин, он поедет в резиденцию в Роттердам. Поэтому рекомендуем всем следить за новостями Винзавода и активно участвовать в конкурсах. Подробнее можно узнать тут.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Поделиться
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
No Comments

Post A Comment