Дмитрий Аске: от тоннельных стен к пространству «белого куба»
Дмитрий Аске – художник «уличной волны», который начинал свою карьеру в начале 2000-х, когда стрит-арт стал активно проникать в культуру России. В то время к этому направлению у нас еще не относились серьезно, однако за границей выставки уличных художников уже пользовались спросом. Сейчас художники, вышедшие из стрит-арта, представлены в лучших галереях и музеях нашей страны и за рубежом, а искусствоведы пытаются определить место этой культуре в современном искусстве.
Творчество
Дмитрий Аске работает в собственной уникальной технике, создавая рельефные мозаики из фанеры и скульптуры для арт-галерей и городской среды. В 2016 году он занимал четвертое место на аукционах Vladey среди молодых перспективных авторов. Стартовав с граффити и стрит-арта, к середине 2000-х Дмитрий Аске ушел в сторону графического дизайна и сотрудничал с такими компаниями как Nike, Reebok и Code Red, однако уже в 2011 году решил воплощать собственные графические работы в рельефе из фанеры. С 2015 года Дмитрий полностью посвятил себя творчеству, продолжая принимать участие в групповых выставках (как российских, так и европейских) и начав выставляться индивидуально. Кроме того, на сегодняшний день художник управляет онлайн-журналом Vltramarine и читает собственный цикл лекций об уличном искусстве.
Стиль Аске – это влияние той информационной среды, которая окружала художника во время становления и окружает в настоящее время. Советская мозаика, конструктор Lego, компьютерные игры из 90-х вдохновляют Дмитрия так же, как и образы из кинематографа, современный дизайн и другие сферы искусства. Так, например, среди художников он выделяет Эрика Булатова, Виктора Пивоварова, Гогена, Кандинского, Вессельмана.
В результате творческий процесс представляет собой создание коллажей. Сначала Дмитрий находит фотоматериалы составляет из них композицию. Лицо героя при этом может быть взято с одной фотографии, руки – с другой, прическа – с третьей. Аске использует скриншоты из фильмов, картины из классической живописи, цвета из детских игрушек. Возможно, поэтому работы художника откликаются практически каждому – мы все находим в них что-то знакомое.
Значения
Как правило, смыслы закладываются в работу в ходе работы с эскизами, но акцент всегда делается именно на визуальную составляющую. Дальше – вопрос восприятия: Дмитрий предоставляет возможность зрителю самому найти смысл послания, однако общее направление определяется либо названием выстави, либо названием цикла работ. Например, в работах для групповой выставки «Непредвиденные обстоятельства» (галерея RuArts, 2015) Аске попытался зафиксировать атмосферу сегодняшнего дня и представить своих персонажей как людей, столкнувшихся с непредвиденными обстоятельствами. При этом художник предполагает, что у зрителя сложится собственное представление об истории, которая разворачивается на картине.
А его персональная выставка «Сквозь туман» (галерея RuArts, 2017) – о том, что в потоке информации мы не всегда видим целостную картину нашего собственного мира. Это история о каждом: мы ходим на работу, в кино, рестораны, читаем новости «ВКонтакте» и в Facebook, делимся фотографиями в Instagram и покупаем модные бренды. Мы движемся сквозь непрерывный поток информации, словно в тумане, не понимая, что нам нужно на самом деле. На этой выставке Дмитрий представил несколько особых диптихов: обе части каждого были составлены из одинаковых деталей, но на одной – картинка цельная, а на другой – раздробленная.
Сейчас Дмитрий Аске занимает 32 место в рейтинге «ТОП 100 молодых авторов» по версии InArt, его работы оценивают в пределах 2000-7000 евро. Недавно Дмитрий попробовал себя еще и в роли куратора: в рамках биеннале «Артмосфера» (Центр современного искусства «Винзавод», 2018) он представил выставку, посвященную истории отечественного стрит-арта с 80-х по настоящее время.
No Comments