Свет и Цвет Елены Битехтиной

Художник Елена Битехтина всю жизнь стремилась к творчеству, но профессиональным художником стала не сразу. Сегодня она работает на острове Майорка, где находит ежедневное вдохновение в необыкновенном свете и цвете природы острова. Мы поговорили с Еленой о путях художника, отношении испанцев к творческим людям, ежедневном вдохновении и как оставаться верным себе, даже работая на заказ.

AboveArt:
Елена, мы знаем, что сейчас вы живете на Майорке (Испания), а как получилось, что вы оказались там и, как вообще начинался ваш творческий путь?

Елена Битехтина:
Я родилась сразу в раю — южном райском уголке города Сочи, города, который на всю жизнь прививает вкус к прекрасному. Если ты родился на юге, ты уже обречен нести это бремя тяги к яркому цвету, сочной палитре и страсти к свету во всех его переливах. Все художники южных кровей, которых я видела и которых я знаю, с радостью по жизни несут это бремя — рожденного под “Ярким Солнцем”. Наверное поэтому, хочу я этого или нет, свет и цвет для меня всегда в приоритете в работах, а уж потом приходит все остальное…

Я покинула этот “солнечный рай” в 18 лет для того, чтобы остаться одной — без опеки родителей, готовая бежать куда угодно, чтобы попробовать себя в самостоятельной жизни. Так получилось, что я обманула сама себя – позволила уговорить попробовать поступить в Московский государственный университет, и поступила на Экономический факультет. Не зря говорят: “Бойтесь своих желаний – иногда они сбываются”.

Конечно же, мне опять и опять хотелось рисовать. Как и в детстве, когда я в шесть лет стояла перед выбором- поступить в музыкальную или художественную школу? И рациональный коварный вопрос родителей: ну рисовать ведь ты и так умеешь, не лучше ли музыке отдать предпочтение? – сразу решил все: отдала музыке (и слава Богу!) 9 лет!

Мой единственный, первый и последний день в вечерней художественной школе прошел молниеносно – я пришла, села, поставила на мольберт лист для наброска, посмотрела на усохший натюрморт с трупом рыбы на фоне серого горшка, сделала несколько линий, услышала голос преподавателя над своим ухом: “Делай как та девочка впереди, она у нас лучшая”, вежливо дождалась перемены и больше не вернулась. Ни сухая рыба, ни картинка девочки впереди меня не вызвали во мне интереса.

Елена Битехтина «Белая музыка»

 

И снова те же рациональные вопросы уже после окончания школы: “Как можно хотеть стать художником? Неужели ты хочешь разрисовывать афишы с друзьями художниками в кинотеатрах?!” Не будем забывать, что на дворе был 1984 год, а ведь мне опять и опять хотелось рисовать.

Потом пять лет прекрасной, веселой и безумной студенческой жизни, затем, в течение двадцати лет, мне снились сны об ужасах пересдачи матанализа — таков был результат поступления в МГУ. Потом брошенная аспирантура и это все ради того, чтобы наконец–то заняться творчеством! И вот – 1992 год, зима, холод, минус 19 и я, стоящая на Арбате в рядах друзей-художников, которые подрабатывают, продавая расписанные шкатулки и балалайки, и я со страхом думаю – не дай бог меня кто-то увидит из Университета или узнают родители… Ведь все однокурсники стали директорами, финансистами, бухгалтерами на худой конец…. А я? Отказалась от научного руководителя Григория Явлинского, потом отказалась от предложения пойти работать в Госплан, вот теперь продаю балалайку, которую расписала под палех. Конечно же мама была права: “Ты как картошка – сколько ее не поворачивай, все равно к свету тянется росток”.

Елена Битехтина «Кактус диптих»

 

В общем, моя картошка дала правильный росток! Вскоре я нашла возможность стать дизайнером. Конечно без спецподготовки и без специального образования. Уверенность в себе меня не подвела – ну тут я, наверное, немного лукавлю, скорее всего раньше я уже была дизайнером — в прошлой жизни…

Последние 15 лет я работала в Москве в качестве дизайнера и креативного директора в крупнейшем холдинге по рекламе и дизайну WeRSigns. Наступило время подвести итог – пришло “время переосмысления”. Всего. 45. Могу даже сказать, что второй раз я родилась в 45… Наверное, не зря говорят: “45 – баба ягодка опять!” И ведь точно не зря! Стало ясно, что надо менять ВСЕ. Опять зигзаг. Опять чувство поворота судьбы.

Елена Битехтина «Диптих»

 

Несмотря на мощные возможности столицы, мне стало необходимо ее покинуть – надо было уехать, забыть: дизайны, клиентов, встречи, казино, фасады, интерьеры, витражи – всю эту суету, и нарисовать себе новый путь – путь ТОЛЬКО Художника. Только ты один. Было интересно, страшновато… Начинать все заново в 46 лет, после успешной карьеры в Москве, где тебе уже не надо ничего доказывать.

Наверное поэтому после моего долгого московского периода – почти в 30 лет, вырвавшись из плена суетной и страстной до бизнеса Москвы, я кинулась в тихое забытье на острове Майорка, который мне очень и очень напоминает мой прекрасный родной город Сочи… Хотя то, во что он превратился сейчас, после реконструкции, связанной с Олимпиадой, навсегда его сделало только моим сном. Поэтому и вот именно поэтому, благодаря этой олимпийской архитектурной расправе над моим маленьким зелененьким городком, я уже не могла в него вернуться – слишком больно все это теперь видеть…

Елена Битехтина «Вечер Майорки»

 

Вообще Майорку я полюбила за цвет камня, который присутствует во многих строениях – необыкновенно розово-золотисто-кремовый, как торт безе, который плывет по морю…

Художник на Майорке почти как небожитель. Его считают человеком не только не от мира сего, но и чуть ли не живой легендой, которой надо уже начинать гордиться, помогать и содействовать. И совершенно неважно какого уровня художник. Ты — художник, и этого достаточно. Меня это забавляет и радует. Всегда люблю наблюдать за реакциями людей когда они узнают, что я художник, да еще и из Москвы. Художников действительно там любят и уважают, всегда радуются новым выставкам. Я говорю не только про себя. Вообще. Мне нравится отношение испанцев к искусству.

Елена Битехтина «Сияние»

 

AboveArt:
А как приняла вас Испания?

Елена Битехтина:

Начинать все с нуля. Испания не знала меня, не видела и не слышала ничего про меня. Это стало для меня вызовом – это стало интересно. А смогу ли? Учитывая, что получилось так, что я приехала с тремя собаками в машине, без моих портфолио с фотографиями работ, то есть без всего того, что составляет хотя бы какое-то представление о человеке при беседе с галерейщиками.

После трех месяцев интенсивного создания пастелью моих новых работ последовало первое знакомство и интервью местной галерее. Я получила приглашение сделать мою персональную выставку. В Пальме де Майорка – Мечта! Это было для меня даже как-то нереально. Но все – Вперед! Теперь делать первую выставку! Потом вторую, потом еще и еще, и уже в других городах. В результате, мои работы приняли в постоянную экспозицию два музея, я стала получать частные заказы. В общем, жизнь художника в Испании началась. А потом в Италии, Франции… Потом пришло время и в Москве делать выставки: ЦДХ и другие площадки. Сейчас постоянная экспозиция моих работ представлена в Галерее Дарьи Никулиной в Гостином дворе.

Елена Битехтина «Утро. Ирисы»

 

 

AboveArt:
В своих работах вы используете совершенно разные техники и материалы — почему вы каждый раз экспериментируете и как бы вы сами могли охарактеризовать свой стиль?

Елена Битехтина:
Что касается стиля – я бы не смогла выделить какой то определенный. Мне нравится как пастель, так и акрил, и это совершенно два разных мира. Акрил – другой. Вот подумаю о Дега и, рука движется как в “Голубых танцовщицах”: как же долго я рассматривала эту работу, представляла как он ее делал… Дега, Моне, Ван Гог, Тулуз-Лотрек – это мои основные учителя. Они меня учили и учат до сих пор. Каждая их работа – источник, которым можно питаться всю жизнь.

Каждый материал дает возможность огромного разнообразия техник. Современные материалы обладают совершенно потрясающими возможностями, что просто заставляет бесконечно экспериментировать. Каждый раз рождает все новые и новые подходы и манеры. Я бы не смогла все время делать что-то одинаковое — мне это скучно. Все время нужен эксперимент.

Люблю создавать красоту. Мне не интересно просто создавать копию фрукта, пейзажа или лица – для этого есть фотоаппараты и ксероксы. Мне интересно создать некий образ на основе увиденного. И я не гонюсь за сходством – мне это не важно.

Иногда возможности краски, художественных материалов сами подсказывают ход работы – так я пришла к любимым «текучестям» краски. Я не всегда это использую, но некоторые стали называть это моим стилем…

Елена Битехтина «Муха в полете»

 

AboveArt:
Расскажите о процессе создания ваших работ?

Елена Битехтина:

Мой принцип — делать только то, что действительно нравится и интересно. Никакой конъюнктуры. Мне и так уже надоело подлаживаться под вкусы заказчиков в Москве. Поэтому я сама себе заказчик и сама, что хочу, то и делаю. Сегодня я работаю пастелью, устала немного от пастели перехожу к акрилу, через день снова пастель, потом масло.Темперамент не позволяет долго ждать – надо сразу, в настроение…

Я как Художник живу, впитывая цвет и свет. Я могу, разговаривая с человеком, думать одновременно о бликах на стекле или на столе, и в какой работе я это напишу. Я могу остановить машину на трассе и щелкнуть быстро дерево, которое у меня уже 323 по счету в моей телефонной библиотеке. Сделать фотографию куска штукатурки, фактуры на старой стене — это мне важнее самого яркого монумента в городе.

Кто-то сказал, что самая любимая картина это та, которая еще не написана — и это правда. В голове удерживается такое безумное количество еще не нарисованных работ. Просто пинотека какая-то. Часов в шесть утра начинается утренний просмотр моей пинотеки, продумывание текущей работы — конечно же она мне уже видится как законченная, а потом другой ее же вариант, третий и т д., пока уже действительно не приступаешь к работе. Я работаю почти каждый день, хотя бы час, и только тогда, когда есть естественный свет — при электрическом писать уже не могу — цвет изменяется, поэтому пишу только когда есть солнце.

Елена Битехтина «Рождение Марии»

 

AboveArt:
Как вы относитесь к тому, что многие создают работы на заказ?

Елена Битехтина:
Есть работы, которые делаешь зная сразу, что ими заинтересуются галереи, знаешь, что потом они будут выставлены для продажи. Работая думаешь: какие эмоции будет давать картина у кого-то в доме. Часто уже вижу, представляю ее в интерьере. Работы должны обязательно нести только что-то очень хорошее, никаких грустных или тяжелых мыслей. Всегда делаю как для себя. Думаю – что бы мне хотелось почувствовать от полотна? Какие эмоции и настроение я вношу в дом? Это очень важно — художник ответственен за собственную энергию, которую он передает другим через картину.

Это тот, кто передает Вселенную через себя, через свой уникальный код. У каждого свой неповторимый Код – видение, восприятие мира, соответствующее абсолютно уникальной своей характеристики, которая в свою очередь связана с историей жизни, рода этого человека, его персональными качествами, которые есть только у него. Поэтому я бы еще очень и очень подумала, а стоит ли вообще критиковать творчество, если оно имеет хотя бы одного довольного зрителя – самого создателя, художника. Он имеет право на это. Вселенная же не ставит запрета на разные техники и подходы в творчестве. Это все равно, что критиковать человека за его серые глаза или рост. Творчество абсолютно уникально. Так за что же его критиковать? Конечно, если речь не заходит о безнравственных вещах.

Елена Битехтина «Это она»

 

Работы Елены Бетехтиной представлены в постоянной экспозиции Галереи Дарьи Никулиной в Гостином дворе. Информация доступна по ссылке 

 

 

Поделиться
No Comments

Post A Comment