Геометрический абстракционизм от современных художников в Стамбульском музее современного искусства Istanbul Modern

 

Исламское искусство ассоциируется с арабским декором, орнаментом. Это либо витиеватый узор гибких линий (как лоза), либо прямые линии, образующие пересечениями геометрические фигуры (как калейдоскоп).

 

Так было с VII века и до XX века мало (действительно мало) что менялось, поэтому интересно наблюдать, как такая традиционно геометрически выверенная арабская вязь ищет свое развитие сегодня, перевоплощается с учетом современных тенденций в искусстве.

 

 

Происходит это на выставке «От Традиционного к Современному: Культурная Память в Современном Турецком Искусстве», в интерпретациях художников законов существования города, личного пространства человека, отношений людей между собой.

 

Традиционная арабская вязь и легко узнаваемые множественные узоры (например, в росписях мечетей) появились из-за религиозных догм. Коран запрещает изображения Аллаха, пророков, и, как продолжение этой темы, все фигуративное искусство (то есть такое, где изображаются объекты реального мира).

 

 

При этом, места религиозного поклонения уже в VII веке требовали соответствующей их статусу и важности архитектурной и графической репрезентации; а творчество, в творцах живущее, должно куда-то было сублимироваться, выплескиваться и превращаться в прекрасное. Так они и соединились, найдя общую для этого форму в вязи и узорах, которые теперь стали символом кропотливой работы мастеров Исламского искусства. Сегодня же космополитизм проник всюду, и поэтому современные художники адаптируют лучшее из традиций Ближнего Востока, опираясь на них, но не отвергая, перерабатывая, но отдавая дань уважения.

 

 

Современный Турецкий художник Ekrem Yalcindag на 70 квадратных метрах стены музея изобразил цветы-узоры — это прекрасная иллюстрация адаптации стиля традиционных мотивов на современный лад. Можно долго вглядываться, отыскивать очертания знакомых фигур (как это делали в детстве с облаками), или искать дополнительные смыслы в цветках всевозможных цветов, или же просто пытаться поймать медитативное состояние во время созерцания. Автору удается заворожить и увлечь каждого зрителя в его собственный мир.

 

 

Одна из наиболее известных художниц в стиле абстракционизма на стыке Исламской традиции и современного искусства — Фахрониса Зейд.

 

 

Текущее ее полотно, например, это размышления на тему города и активности горожан в разгар рабочего дня с высоты птичьего полета. Слева — более активная, «бизнесовая» часть города, тут много движения, агрессии, силы и преобладает насыщенный красный цвет, острые углы, много фигур, рождаемых пересечениями линий. Правая же часть больше удалена от центра и вихря дел, она скорее про жилые массивы, отдых и спокойствие, тут уже и цвета переходят в более светлые, вплоть до белого, и плотность фигур меньше, и линии плавные.

 

А эта работа может интерпретироваться как необходимость выстраивания внешних приспособленческих слоев вокруг самости каждого человека. У артобъекта стенки хоть и цветные, но плотные, они не пропускают свет, в реальной жизни человека они же представлены в виде правил, традиций, ритуалов, которых с годами все больше. С одной стороны, они нужны, чтобы обезопасить свет и сохранить, но с другой, при их слишком высокой плотности свет и сила истинная личности может погаснуть вовсе или пробиваться через щели едва-едва.

 

 

Пока я был на выставке, невольно вспомнил, как в детстве рассматривал узоры на коврах на стенах в квартирах родных и друзей. Каждый раз старался найти новые формы, погружаясь все глубже во фрактальное многообразие образов. Сейчас эта игра повторилась со многими работами авторов выставки, и мне кажется, что такое соединение эстетики, концептуальности, медитации редко где еще можно найти сегодня — расслабиться, насладиться и поразмыслить не так часто удается вообще, а одновременно — тем более. Хотя бы ради этого и стоит посетить Стамбульскую выставку «From Traditional to Contemporary: Cultural Memory in Modern Turkish Art”.

Автор: Алексей Пережогин

Вам будет интересно

Поделиться
  •  
  • 8
  •  
  •  
  •  
  •  
No Comments

Post A Comment