Любовь Москвина о выставке Ильи и Эмилии Кабаковых

Еще в 1983 году Илья Кабаков написал эссе «В будущее возьмут не всех», будучи уверенным, что его точно не возьмут. Основными судьями он представлял себе бывшего учителя и Казимира Малевича. К счастью, тогда он ошибся: сейчас Кабаков – самый дорогой российский художник современности. В Третьяковской галерее (Москва) проходит масштабная ретроспективная выставка «Илья и Эмилия Кабаковы. В будущее возьмут не всех». Выставка является международным проектом, охватывающим почти шестьдесят лет творчества знаменитых художников, и уже побывала в галерее Тейт Модерн (Лондон) и в Эрмитаже (Санкт-Петербург).

Работать совместно с женой Эмилией Илья Кабаков стал не сразу: до этого были годы советского прошлого. Илья и Эмилия познакомились, когда художник эмигрировал за границу. Ему тогда было за 50, и он уже продолжительное время жил в статусе одного из основателей московского концептуализма, который зародился в СССР в 70-е годы. В этот период  советские художники искали не только путь к славе, но и новые возможности в искусстве. Внимание в то время уделялось не столько эстетике форм, сколько идеям и чувствам. Через внешние проблемы раскрывались внутренние, затрагивались важные вопросы, касающиеся устройства мира в целом и устройства СССР в частности. Кабакова интересовал маленький человек, его место в стране, точнее, его обезличенность.

Этот период представлен на выставке такой работой как, например, «Ответы экспериментальной группы». Вместо портретов людей – ФИО и фразы, которые практически не имеют значения и сведены в специальную таблицу. А работа «Собакин» – это сводные данные о Собакине Петре Николаевиче (он, как и все другие персонажи Кабаковых – вымышленный): родился, учился, работал, родители, дети… Илья Кабаков таким образом пытается изобличить бюрократию, процветающую в стране, и размышляет над вопросом: «А может ли маленький человек в принципе стать самостоятельной значимой единицей?»

В начале 80-х Илья Кабаков начинает заниматься тотальными инсталляциями, основная тема которых – советский быт и коммунальные квартиры. Это целый мир, созданный художником: каждая инсталляция занимает определенное пространство, имеет свои художественные особенности и историю. Зритель может увидеть событие, прочитать комментарии очевидцев и в очередной раз убедиться в дикости условий, в которые был помещен советский человек. Одна из самых известных тотальных инсталляций Кабакова – «Человек, улетевший в космос из своей комнаты» (1982). Это рассказ о том, на что способен человек, который хочет вырваться из системы, и, надо сказать, история достойна воплощения в кинематографе. Интересно, что тема раскрывается через космос – навязанное устремление каждого советского человека. Еще одна инсталляция на тему коммуналок – «Инцидент в коридоре возле кухни». Здесь художник показывает, что в тех странных условиях могло произойти все, что угодно – даже самое невероятное. Хотя коммуналки невероятны сами по себе.

Картины, созданные в период 80-х, отличаются фотографической точностью и эфемерностью смысла, при этом отмечены некой печатью советского реализма. Так, работа «Номер Люкс» внешне выглядит неброско: номер в гостинице на побережье Черного моря и рекламный проспект, посвященный экскурсиям. Но это своего рода продолжение темы, затронутой в эссе 83-го: попасть в этот рай могут только избранные, те, кого выбрали, кого, скорее всего, быт коммунальных квартир даже не затронул.

В 1989 году Илья Кабаков уезжает работать в Германию и в Россию больше не возвращается. В этом же году он встречает свою будущую жену Эмилию, которая эмигрировала немного раньше. С этого времени они начинают работать вместе и переезжают в США в качестве супружеской пары.

Инсталляция «В будущее возьмут не всех» создана художниками в 2001 году и является ключевой работой на выставке. Мы видим уезжающий поезд с ярко-красной бегущей строкой «In the future take not all / В будущее возьмут не всех», который оставляет за собой рельсы и работы какого-то художника, который, по всей видимости, в поезд запрыгнуть не успел. Либо его не взяли намеренно те властелины мира, которые вершат судьбы.

Но может быть, шанс попасть в будущее все-таки есть? Последняя важная тема, которая раскрывается на выставке, – тема ангелов. Здесь обсуждаются такие вопросы как работа над собой, устремленность, духовный рост. «Как встретить ангела», «Как изменить себя?» – эти и другие работы показывают, что надежда все-таки есть, что маленький человек способен на большее, что в будущее попасть может каждый, нужно только постараться.

Выставка в Третьяковской галерее продлится до 13 января 2019 года.

 

АВТОР: Любовь Москвина @l.moskvina

Поделиться
No Comments

Post A Comment