«Зачем нужно это странное современное искусство, в чем его практический смысл?» — одна из самых мягких формулировок, с которыми сталкиваешься, когда рассказываешь что-то по теме друзьям или незнакомым.
Используя для иллюстрации работы, выставленные в музеях Нью-Йорка, одном из центров современного искусства, попробую показать, что нет однозначного ответа, но тем и замечательны его поиски.
Самый простой ответ — любое искусство должно вызывать эмоции и/или побуждать к размышлению. Кажется, правда, что modern art справляется обычно очень хорошо с эмоциональными вызовами, но именно из-за их силы у зрителя часто не появляется стремления к поиску смыслов.
"Дерьмо художника", Пьеро Мандзони, 1961 г.
«Дерьмо художника», Пьеро Мандзони, 1961 г. Идея — в разоблачении наивности современного зрителя. Забавно при этом, что из 90 созданных экземпляров один продан за 124.000 Евро.
Другой ответ — искусство само себя сегодня изучает, и, экспериментируя, находится в фазе активного и постоянного поиска новых решений такой задачи «самопознания». Действительно, можно найти немало примеров искусства ради искусства, и для зрителя, возможно, это менее ценно, чем для эксперта. Однако, именно такие эксперименты могут расширить горизонты искусства вообще.
"Снегоуборочная лопата", Марсель Дюшан, 1915 г.
«Снегоуборочная лопата», Марсель Дюшан, 1915 г (и она обязательно подвешенная!). Этот автор вообще создал целое направление под названием «реди-мейд» и утверждал, что «самостоятельные» вещи могут быть предметом искусства, если их таковыми назовет художник, и их выставят в художественном пространстве. Забавно, конечно, но парадоксально, что за этим скрывается более глубокий вопрос — а что вообще считать искусством?
Третий важный ответ часто вытекает из предыдущего — многое из понятного и привычного сегодня было неожиданным и непринятым вчера. Это напрямую касается и дизайна/арта/искусства.
То есть для человека неподготовленного, находящегося вне современного культурного контекста действительно сложно вникнуть в то, что происходит сегодня, но завтра шок спадет и можно будет обнаружить даже «утилитарные» применения «странным картинкам». Получается также, что одни виды искусства при этом могут влиять на другие. Достаточно много таких переплетений в изобразительном искусстве, музыке, кинематографе.
"Spectrum V", Эльсуорт Келли
Например, на фото мы видим работу «Spectrum V» Эльсуорта Келли. Что Вы видите? Прямоугольные яркие листочки, и кажется, что это просто повторить? Повторить просто, но сделайте так, чтобы созданная в 1969 году работа выглядела действительно свежо хотя бы по восприятию цветов спустя десятилетия.
Apple, например, определился со своим радужным и инновационным для своего времени логотипом в 1976 году, а мерчендайзеры крупных брендов сегодня используют похожий подход для выкладки товаров. Не обязательно все эти примеры вдохновлены именно этой работой, но связь кажется очевидной.
Мне всегда интересно узнавать и другие ответы на вопрос о пользе и целях существования современного искусства, поэтому я всегда радуюсь ранее неизвестным мне формулировкам. Но лично для себя я выбрал эти три ответа «любимыми»: современное искусство должно вызывать эмоции и предлагать поиск смыслов; самопознание и развитие «искусства вообще» отлично реализуется через современное искусство; творческие открытия художников могут повлиять на множество других сфер, и совместно сделать мир чуточку прекраснее.
—
АВТОР: АЛЕКСЕЙ ПЕРЕЖОГИН
No Comments