Современный Ближний Восток — удивительное сочетание.
Катар, место где современные тенденции переплетаются с традиционной исламской культурой.
В ноябре прошлого года в Петербургском Манеже, в рамках года культуры России и Катара прошла выставка «Современный Катар: искусство и фотография». Это была очень масштабная экспозиция, собранная из разных музеев Катара.
На выставке были представлены картины, фотографии и инсталляции современных художников Катара. Любопытно, что большинство художников выставки получили художественное образование также в Катаре, а известны во всем мире. Выходит, что Катар постепенно становится одним из центров современного исламского искусства, который очень громко заявляет о себе.
Если говорить об исконно восточных мотивах в работах художников, то стоит обратить внимание на несколько работ.
Первая — это ковер, явная отсылка к традиционному восточному ковроделию. Восточные ковры были невероятно популярны во всем западнохристианском мире, еще со времен средневековья. Ковры делали на заказ, дарили или продавали, стоимость ковров зависела от размера и используемых материалов. Самыми дорогими были шелковые персидские ковры сотканные с использованием золотых и серебряных нитей. Восточные ковры в целом были очень дорогими удовольствием, поэтому на многих картинах можно встретить восточные ковры покрывающие стол.
А некоторые из Османских ковров получили свои названия по фамилии художника, на чьих картинах они встречались. Одни из самых известных османских ковров – это Гольбейн, по фамилии художника Ганса Гольбейна Младшего. Так, например герцог Гисце на работе Гольбейна сидит за столом покрытым османским ковром, который относится к типу «гольбейн».
Ганс Гольбейн Младший, «Портрет Герцога Гисце»
А на работах венецианского художника Лоренцо Лотто так же встречаются османские ковры, но с другим орнаментом — эти ковры относятся к типу «лотто».
Лоренцо Лотто, «Портрет супружеской пары», 1523 год
Восточные ковры ценятся и сегодня. Например на аукционах Christie’s или Sotheby’s стоимость ковров может достигать миллионов долларов.
2 мая этого года на аукционе Christie’s один из таких ковров (Шелковый Персидский Ковер «Полонез» первой половины 17 века) был продан за 3,850,000 фунтов, при оценочной стоимости 600,000 – 800,000 футов.
Но, вернемся к современному искусству Катара. Ковер на выставке по восточной традиции украшен абстрактным цветочным орнаментом, единственное что делает этот ковер столь необычным – это материал из которого он сделан. Ковер «соткан» из разноцветных песчинок. И тут самое время включить весь наш культурный бэкграунд и попытаться понять смысл этой работы. Она может быть рассказом о скоротечности времени (песчинки-песочные часы), так же это вполне может оказаться разговор о незыблемости традиций, или вообще намек на географическое положение Катара с песками и песчаными бурями. Автор пояснения не дает, поэтому можно дать волю своему воображению.
Еще один любопытный экспонат – это много конечные звезды, в центре которых помещен эмбрион. Давайте попробуем истолковать эту работу. Обратите внимание на отбрасываемую тень от этого арт объекта? Думаю жителям Катара, да и любой восточной страны, знакомы эти геометрические линии.
Исламское искусство строится, прежде всего, на бесконечном орнаменте, так на востоке существует две большие группы орнаментов — цветочный под названием «ислими» (в переводе означает исламский), и геометрический под названием «гирих» (в переводе с персидского узел). Так вот, орнамент «гирих» — это математически выверенный орнамент из множества линий, которые образуют собой некий калейдоскоп. Такой орнамент можно встретить везде на Востоке. Ученые полагают, что орнамент появится под влиянием римских мозаик, а затем он развился и принял облик звезд с 6-ю, 8-ю, 10-ю или 12-ю гранями. Приверженцы теории космологической трактовки орнамента, т.е. исследователи, которые рассматривают орнаменты исключительно с религиозной позиции, говорят, что «гирих» — это символ божественного начала и красоты мира. Скорее всего, именно по этой причине в сердце арт объекта эмбрион, который вероятнее всего символизирует жизнь. Восточное искусство будь оно современным или классическим, всегда стоит на грани математики, философии и религии. И всегда очень интересно «читать» такое искусство.
Римская мозаика 2-го века в Босре с криволинейными орнаментальными узлами
Необходимо пару слов сказать и о фотографии. На сегодняшний день Катар — это очень богатое и активно развивающееся государство, где встречается история и культура с новыми технологиями. Эти же веяния отражают и работы фотографов: кто-то воспевает красоту современной архитектуры (например, Крис Энтони Ромблон и Маха Аль Афба), а кто-то наоборот желает показать совершенно другую реальность (к примеру, Мишель де Ланж).
И конечно отдельное внимание заслуживают работы представленные в разделе «Трансформации: уклады и образы», в которых показано как жители Катара под влиянием западной культуры меняют свой уклад. Кстати все эти снимки можно посмотреть в коллекциях музеев Катара.
Кристто и Эндрю. Эра без Эры. 2012. Коллекция Музеев Катара
Автор статьи: Ася Бунджукчу
No Comments