— Скажите, подсудимый испытывал личную неприязнь к потерпевшему?
— Дааа! Испытывал! Он мне сам сказал: «такую личную неприязнь я испытываю к потерпевшему, что кушать не могу…»
— А вот подсудимый утверждает, что он не был знаком с Папишвили…
— Слушай, откуда знаком?! Когда тот пошёл туалет, Валико меня спросил: «Ктоооо такоой этот потерпевший? Куда он пошёёёл?? Я его, говорит, первый раз вижу!»
«Мимино»
В ноябре 2018 года, в польском городе Ольштын в городской галерее «Добро» прошла выставка «Поляки Европы». Особый интерес выставка вызвала у депутатов, написавших отзыв аж в прокуратуру Ольштына.
Депутаты утверждали, что выставка оскорбляет их чувства, потому что на одной из картин они обнаружили изображение орла, стилизованного под герб Польши с непристойным фаллическим мотивом, а на следующей изображение распятого Иисуса Христа вместе с непристойным, по их мнению, фаллическим мотивом.
Короче, мерещатся ребятам и девчатам всюду фаллосы. Прям как подросткам. Им бы на выставку Кусамы съездить…
Художники, Ян Эстрада-Осмыцкий, Гжегож Яржиновский, Войтек Костжева, Шимон Малецкий, Ян Собашек и Михаил Шудравский, участвовавшие в выставке ответили на обвинения публичным совместным обращением: «Каждый может нарисовать именно то, что он хочет. Каждый может увидеть то, что он хочет. Мы не несем ответственности за то, как человек интерпретирует работу, это является частью его свободы. Искусство должно быть зоной свободного выражения, как основы демократической страны. Как в частных, так и в государственных галереях».
К чести мэра Ольштына, от которого требовали немедленно закрыть выставку, мэр этого не сделал. А пока прокуратура занята столь важным делом как сравнение фаллосов с мазками краски, а так же тем, насколько акрил и масло могут оскорбить религию и власть, хотелось бы напомнить историю, случившуюся почти 500 лет назад.
В 1537 художнику и скульптору Микеланджело Буонарроти для алтарной стены Сикстинской капеллы в Ватикане заказали фреску «Страшный суд». Художник работал над фреской четыре года.
Микеланджело Буонарроти «Страшный суд»
Ещё в процессе работы фреска вызывала жёсткую критику. Вскоре художник даже столкнулся с угрозой обвинения в ереси. «Страшный суд» стал причиной конфликта между кардиналом Каррафой и Микеланджело: художник обвинялся в безнравственности и непристойности за то, что, не скрыв гениталии, изобразил обнажённые тела в самой главной христианской церкви.
Уже во время создания фрески, кардиналом Сернини, была организована цензурная кампания, известная как «Кампания Фигового листка», целью которой было уничтожение «неприличной» фрески Микеланджело. Церемониймейстер папы римского Бьяджо да Чезена, увидев роспись, заявил, что «позор, что в столь священном месте изображены нагие тела, в столь непристойном виде» и что это фреска не для часовни папы, а скорее «для общественных бань и таверн». Микеланджело в ответ изобразил в нижнем правом углу фрески Чезену в виде царя Миноса — судьи душ умерших. На фреске у обнажённого, но прикрытого обмотавшейся вокруг него змеёй, Чезены-Миноса, намекая на глупость церемониймейстера, Микеланджело нарисовал ослиные уши. Легенда гласит, что, когда Чезена просил папу заставить художника убрать изображение с фрески, Павел III шутливо ответил, что его юрисдикция не распространяется на чёрта, и Чезена должен сам договориться с Микеланджело.
Спустя 24 года, когда Тридентский собор осудил наготу в религиозном искусстве, нагота персонажей «Страшного суда» все-таки была скрыта по распоряжению папы Павла IV. Микеланджело, узнав об этом, попросил передать папе, что «…удалить наготу легко. Пусть он мир приведёт в пристойный вид».
Драпировки на фигурах писал художник Даниэле да Вольтерра, который «прикрыл» тела одеждами. Кроме этого были изменены изображения святого Власия и святой Екатерины Александрийской, вызывавшие самое сильное возмущение критиков, считавших их позы непристойными, напоминающими совокупление. Да Вольтерра переделал этот фрагмент фрески, вырезав кусок штукатурки с авторской живописью Микеланджело, в новом варианте святой Власий смотрит на Христа-Судию, а святая Екатерина одета.
Цензура фрески «Страшный суд» продолжалась и позднее. Смертные кардиналы продолжали судить бессмертное творчество художника. Так что теперь мы можем видеть лишь сильно ретушированное творение Микеланджело Буонарроти.
Так что всегда найдутся люди, желающие оскорбиться…
Иногда оскорбленные, не дожидаясь Страшного суда бегут в мирской, а иногда вызывают коммунальные службы и начинают закрашивать яркие работы современных стрит-арт художников скучным монохромом. Может им не дают покоя лавры Ив Кляйна?
АВТОР: Андрей Соколов
No Comments