АЛЕКСЕЙ ПЕРЕЖОГИН О гиперреализме

 

На фото — гиперреализм, пожалуй, самый простой для распознавания стиль. Он идентичен по исполнению фотореализму, но последний пишется с реального фото, а сюжетная основа гиперреализма — фантазии художника. Этот жанр появился во второй половине XX века, и, до сих пор, на выставках работы этого направления приковывают внимание зрителей.

 

Мне кажется, сегодня это очень важный стиль, потому он отлично подходит для описания происходящего каждый день. Ценность таких работ не в форме, то есть не в демонстрации мастерства художника, как может показаться сначала. Настоящая ценность — в содержании, которое посвящено острым социальным и культурным переживаниям людей и, конечно, автора. Так формируется противоречие — то, что выделяется в первую очередь, оказывается менее важным, чем содержание, то есть то, чему действительно посвящена работа автора.

 

 

В реальной нашей жизни все чаще встречается такое же противоречие — подмена настоящего смысла гиперреалистичной формой. Становится важнее казаться, а не быть, демонстрировать, а не содержать.

 

Так происходит симуляция жизни вместо  её проживания, и силы тратятся на поддержание образа, а не на наполнение себя. В такой ежедневной суете Искусство — то немногое, что всегда настоящее. Потому что хотя формы его могут быть совершенно различны, но вызываемые чувства и мысли — всегда реальны. И мне кажется кажется, от этого сейчас искусство становится «особенно вечно».

 

Дэнис Петерсон — один из самых известных американских представителей жанра гиперреализм, представленный во многих галереях и музеях по всему миру. По праву считается одним из первопроходцев в теме гиперреализма, такого, который обязательно освящает острые социальные темы. Часто работает с темой «обратной стороны» счастливой американской жизни как внутри страны, так и за ее пределами.

 

 

Картина «Кровавый меридиан» посвящена жизни в Судане, если это можно назвать жизнью. Художник не изображает непосредственно ужасы перманентной битвы за выживание в прямом смысле этого слова, вездесущий голод, постоянные случаи насилия на фоне бездействия властей, что является «нормой» в стране. Вместо этого он изображает трех женщин с глазами, полными надежды, на фоне очень тревожного пейзажа. Женщины смотрят на зрителя, и мы знаем, что они в безвыходном и безнадежном положении, но они верят в обратное. Хочется прожить их боль вместе, чтобы хоть как-то облегчить их судьбу, но разве это возможно?

 

Другой выдающийся гиперреалист — Готфрид Хельнвайн, австрийский и ирландский художник. В его творчестве очень много о детях, которые изображаются с присущим им чистотой и непорочностью, но в тревожных и, зачастую, жестоких сценах.

 

 

Его работы — это размышления на тему вынужденного взросления детей, проживающих в тяжелых условиях, сталкивающихся со взрослой жестокостью, но не имеющие сил и понимания, как этому противостоять (да и возможно ли это?). Или, с другой стороны, работы могут побудить зрителя на тревогу и о своем внутреннем ребенке — изувеченного не столько снаружи, сколько внутри. Ребенке, который олицетворяет доброту, искренность и непосредственность, но почему-то отвергнутом, подавленном или травмированном взрослым.


АВТОР: АЛЕКСЕЙ ПЕРЕЖОГИН

 

Поделиться
No Comments

Post A Comment