Семь правил туристической фотографии от Robert Schmalle

Я занимаюсь фотографией не ради денег и я просто одержим самим процессом съемки.  Больше всего мне нравиться путешествовать в поисках невероятно красивых локаций. В результате я сформировал для себя сеть главных правил, которых нужно придерживаться во время съемки туристической фотографии. Сразу скажу, что это не инструкция и не рекомендации. Вы можете поспорить со мной по поводу этих правил или попросту проигнорировать их.

И так, правило №1 и, пожалуй, самое главное в туристической фотографии  — никогда ничего не будет идти по плану.
Зимой я взял отпуск на своей основной работе в колледже и решил отправиться в двухдневный фототур в область залива Сан-Франциско. Я планировал ранний выезд, но что-то пошло не так и мне удалось выбраться только к вечеру. От отеля, в котором я остановился в Сан-Франциско, до первой локации всего два часа езды.  Это должен был быть снимок на закате на пляже Родео-Бич (Rodeo Beach) на острове Марин Хедлендс (The Marin Headlands), но езда по городу в это время может занять от часа до полутора. Поэтому у меня не было времени, чтобы распаковать вещи, я схватил камеру и побежал.
Марин Хедлендс находиться немного севернее моста Золотые ворота (the Golden Gate Bridge), а чтобы доехать до пляжа Родео-Бич вам нужно свернуть в первый поворот сразу за мостом.
Первым намеком на то, что возможно мой план не осуществится, было очень медленное движение по мосту. Мне кажется, что даже пешеходы двигались быстрее, чем машины. Наконец-то мне удалось проехать мост, оставалось лишь съехать в поворот и снимок у меня в кармане. Но не тут то было.
На съезде с моста стоял полицейский и регулировал движение. Как оказалось, пляж был переполнен, и полицейские выпускали посетителей. И никого при этом не впускали.
И так, от сюда вытекает правило №2 – если вы попали в плохую ситуацию, сначала сохраняйте спокойствие, а затем уже попытайтесь решить проблему. С первой частью этого правила я справился, оставалось найти выход из этой ситуации. Я подозвал полицейского, а перед этим положил фотоаппарат на видное место. Я объяснил, что приехал из другого города, чтобы сделать невероятный снимок заката на пляже, который возможно даже опубликуют в каком-то международном журнале, но, к сожалению, это не сработало. В тот день мне так и не удалось снять закат на пляже Родео-Бич.
Если правило №2 не сработало, переходим к правилу №3 – у вас всегда должен быть план Б.
У входа в залив Сан-Франциско со стороны моста расположена крепость Форт-Пойнт, который был в моем списке желаний. Форт был построен во время Гражданской войны для защиты от возможных морских атак. Вдоль дороги, которая ведет к крепости, ограждение из столбов и цепи. Она была сделана из толстых отдельных цепей, которые со временем от соленого воздуха покрылись ржавчиной.
Я уже представлял кадры в голове. Я представлял крепость на фоне ночного моста и дряблые цепи на переднем плане. Должен выйти крутой кадр.
Через 15 минут я уже был возле крепости и искал хорошую локацию. Мне удалось найти то, что я представлял, установил оборудование и начал снимать.
Это был мой запасной план.

После я вернулся обратно в отель. День был длинным, я очень устал. Разгружая оборудование, я вспомнил, что через дорогу от отеля находиться один из самых красивых пирсов в Сан-Франциско – Пирс 7 (Pier 7).  Это конструкция из металла и бетона, выполнена в современном дизайне. Если вы дойдете до конца и оглянетесь, перед вами откроется просто невероятный вид на Сан-Франциско.
Правило №4 – если вы устали, но понимаете, что перед вами удивительный кадр, идите и сделайте его! Я схватил камеру и помчался снимать.

Утром я проснулся рано и отправился в двухчасовое путешествие в Пойнт Рейес (Point Reyes). В 1930-х годах здесь была построена радиостанция под названием Marshall Station для связи с кораблями в море. Это был долгий путь, вдоль дороги растут красивые кипарисы, кроны которых образуют живой навес над дорогой. На закате солнце пробивается сквозь кроны, я хотел это заснять.
Я ехал из города по автомагистрали через густой лес в Мерин Соунти (Marin County). Здесь не было машин, и когда я проезжал мимо озера, полная луна отражалась в воде. Это было очень красиво. Я остановился, чтобы сделать снимок.
Я прибыл на место через полчаса после заката. Когда я спустился до нужной мне локации, мое сердце оборвалось – здесь было еще шесть камер на штативах, которые попадали мне в кадр. Выйдя из машины, я увидел двух ребят. Правда, почему они установили шесть камер мне до сих пор не понятно.
Когда вы снимаете одновременно с другими фотографами (в моем случае — с другими камерами), следует действовать тактично. Я вежливо спросил, можно ли поставить свою камеру рядом с их камерами. В ответ я получил невозмутимое «Нет». Спустя минуту молчания один из них произнес правило №5 – тот, кто приехал первым и выбирает место. Я был уверен тогда, да и сейчас тоже, что это правило относится к одной камере. Но так, как я был в меньшинстве, я не стал спорить.
Немного подумав и проанализировав, как расположены их камеры, я взял свой фотоаппарат и поставил штатив перед их камерами в трех шагах. Один из ребят начал возражать, на что я произнес ему правило №6 – если моя камера не попадает в ваш кадр, я могу ее здесь оставить. А моя камера им не мешала.
Несколько минут спустя солнце спряталось за горизонт, и мы начали снимать. Вид был просто невероятный, как я и предполагал, и с нижнего ракурса, где стояла моя камера, получились отличные кадры.

На эту ночь был запланирован еще один кадр, последний в этом путешествии. Я собирался сделать его на вершине острова Йерба-Буэна (Yerba Buena) в самом центре Залива Сан-Франциско. Это должен был быть самый большой кадр всей съемки. Я долгое время визуализировал его в своей голове: висячий мост Бэй-Бридж (Bay Bridge) возвышается над водой между городами Сан-Франциско и Оклендом, вдали огнями сверкает город, а над всем этим – красное небо заката. Однако, учитывая правило №1, что-то должно было пойти не по плану. На самом деле, все пошло не так! Ну, почти все.
Чтобы доехать до острова Йерба-Буэна вам нужно ехать по дороге I-80 из Сан-Франциско по мосту. Остров расположен в самом центре залива, по дороге в Окленд. Автостраду здесь патрулирует береговая охрана. Все года они здесь был свободный вход для фотографов. В течении прошлого года это изменилось. Вход на пляж, где фотографы обычно делали снимки, отгородили. И к моему несчастью, отгородили также и вершину острова, где собирался сделать свой «невероятный» снимок. А на самом ограждении повесили знак с надписью «Вход запрещен. Нарушители будут привлечены к уголовной ответственности».
Я, конечно же, узнал об этом только когда приехал снимать. Я начал думать, как решить эту проблему (правило №2). Факт оставался фактом, солнце садилось очень быстро, и мне нужно было что-то решать. Забыть об этом кадре или может найти новую локацию (правило №3 ?). Хотя все остальные варианты будут выглядеть бледно в сравнению с этим кадром.
Перед тем, как сдаться, я решил быстро проехаться вокруг и присмотреть другое место для съемки. Дорога общественного пользования проходила вокруг острова и вела прямо ко входу в туннель I-80 со стороны Сан-Франциско. Я спусти вниз по дороге.
Когда я оказался над туннелем, я посмотрел на холм, он был скорее похож на утес. К моему удивлению здесь не было ограждения. Вход сюда разрешен или просто подумали, что никто не подумает подниматься сюда? Хотя спуск  был крутой, все же можно было справиться.
Решение принято, посмотрим, справлюсь ли я.
Единственная парковка была за милю от этого места в Трежер-Айленд (Treasure Island). Я припарковал машину и пошел пешком. В это время суток дорога, которая ведет из Йерба-Буэна в Трежер-Айленд, очень загружена, а тротуаров здесь нет. С одной стороны крутой утес вниз, а со второй вверх. Естественно, я не думал, что мне придется идти пешком в темноте и оделся в темные вещи. Мне пришлось увертываться от машин и слушать возмутительные сигналы.
Спустя 15 минут я добрался до нужного утеса. Хотя взобраться на него было не так уж и просто, как мне казалось сначала. Представляю, что обо мне думали проезжающие мимо люди.
Минут через 5 я добрался до выступа. С одной стороны это было хорошее место для съемки, а другой – здесь не было предупредительного знака и ограждения. Я установил камеру и штатив.
10-15 минут вам нужно, чтобы установить оборудование и еще минут 15-30 для самой съемки. У меня уже было все готово, как снова сработало правило №1.
Я услышал какой-то шум позади меня. За ограждением была дорога, и там остановился какой-то транспорт. Это была охрана. Ко мне навстречу вышел офицер.
«Как ваши дела?» — поинтересовался он.
Я сохранял спокойствие (правило №2).
«Хорошо,- ответил я. – Здесь отличное место для съемки города».
Он посветил фонарем сначала мне в лицо, затем на оборудование. Затем выключил его и посмотрел на пейзаж, который я собирался запечатлеть. «Это точно, надеюсь, вы видели знак» — он указал на знак.
Его трудно было не заметить. «Да, видел, — ответил я и своим адвокатским голосом (я, кстати, профессор экономического права) добавил, — я нахожусь по ту сторону ограждения, где нет запрещающего знака».
Он пристально посмотрел на меня, а затем на его лице появилась улыбка. Он ответил: «Мы оставили эту территорию открытой. Ее трудно патрулировать. Вам нужно собрать свои вещи и уйти».
Я, конечно, был не самом выигрышном положении, но, все же, решил немного поспорить: «Послушайте,  я приехал из другого города всего на несколько дней ради этого снимка. Мне нужно все лишь довести его до совершенства, вы видите какие красивые облака над городом. Дайте мне всего десять минут, я сделаю снимок и уйду». Мы смотрели друг на друга, но вдруг офицер перевел свой взгляд на что-то позади меня.
«Это фотоаппарат Nikon или Cannon?» — спросил он.
«Nikon,» — ответил я удивлено.
Несколько секунд тишины и на его лице опять появилась улыбка: «Отлично, я тоже пользуюсь Nikon.» — он сделал паузу, и добавил, — Мне нужно проехаться на другой конец острова. Это занимает 20 минут. Когда я вернусь, чтобы вас здесь не было». Развернулся и ушел.
Меня спасло правило №7 – фотографы должны всегда держаться вместе. Особенно, если вы пользуетесь одним и тем же брендом камер.
Я сделал несколько снимков и ушел.